В Дрибинском районе соцработниками трудятся три родные сестры

«Приятно, когда люди доверяют»

Забота о чужой старости стала семейным делом для трех улыбчивых жительниц агрогородка Трилесино, что в Дрибинском районе Могилевской области. Много лет трудятся в районном центре социального обслуживания населения соцработниками Жанна Антоненко, Татьяна Шелухина и Людмила Шалабова. Как получилось, что профессия у них одна на троих, узнали наши корреспонденты.

Добрый пример родне заразителен

Сестры — переселенцы из Краснопольского района. В начале 1990‑х они вместе с родителями приехали в Трилесино, где для пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС построили жилье. А вот с работой в небольшом населенном пункте возникли сложности: вакансий наперечет, да еще в такие непростые для страны годы. Поэтому старшая, Жанна, которая на родине работала швеей, с радостью согласилась, когда районная соцслужба предложила ей подыскать в округе пенсионеров, нуждающихся в помощи. Нашла в окрестных деревнях за пару недель. Некоторые проживали в семи километрах от ее дома — добиралась к ним на велосипеде.

— Есть такое выражение: «Нет ничего более постоянного, чем временное», — говорит Жанна. — Это про меня. Думала, что в соцслужбе ненадолго, но незаметно втянулась, привыкла к своим бабушкам и дедушкам, а они ко мне, и мысли найти занятость по специальности больше не возникало. Главный плюс моей работы — возможность свободно распоряжаться своим временем, что для меня как мамы несовершеннолетних детей было очень важно.

Во время второй беременности Жанна предложила сестре Татьяне заменить ее на период декретного. Руководство соцслужбы кандидатуру одобрило.

А я в это время как раз возвратилась в деревню, — вспоминает Татьяна. — До этого успела поработать на почте в Минске, в пекарне в Могилеве, но в городской среде не прижилась: суета, скученность. Родным местам судьба, как оказалось, благоволила. Вернулась — и тут же замуж вышла, семья сложилась. После того как сестринский декрет закончился, набрала своих пенсионеров. Благо многие бабушки сами об этом просили.

Как итог — Жанна в соцслужбе почти 25 лет, Татьяна — 21. А два года назад к ним присоединилась и младшая сестра. Людмила — продавец по образованию, последнее время работала в психиатрической больнице, но учреждение закрыли, и она по примеру старших сестер пошла в соцслужбу. Сейчас у родственниц примерно одинаковая нагрузка.  

На обслуживании у Людмилы — 11 граждан от 60 до 80 лет, у Жанны — 10, у Татьяны — 13. Руководство Дрибинского РЦСОН удовлетворено работой сестер. Не было ни одного случая расторжения договора на обслуживание. От пожилых в их адрес одни благодарности.

— Конечно, мы заинтересованы, чтобы человек был всем доволен: от этого зависят наши перспективы трудо­устройства, — объясняют свое добросовестное отношение сестры.

Показательные отзывы

Подопечные в своих помощницах действительно души не чают. 83‑летний Александр Абаканович, который на обслуживании Людмилы, живет один, детей нет.

— Были мать и жена, да умерли, только кот Тобик со мной остался, — говорит пенсионер. — Но несмотря на свое одиночество, лишь бы кому помощь не поручу. Людмила — свой человек, доверяю ей. Что ни попрошу, все делает.

Сестры показывают толстые тетради — это их отчетность. Каждый день соцработники фиксируют, какие услуги оказали. Если это покупка продуктов или лекарств, оплата коммуналки, под роспись подопечному отдают квитанции и чеки, отмечают, сколько денег выдано, сколько сдачи получено. Контроль ведется и со стороны РЦСОН.

84‑летняя Нина Кобрина, подопечная Татьяны, раньше считала, что не нуждается в сторонней помощи. Ей несколько раз предлагали услуги центра — отказывалась: стыдно, мол, что сама не справляется. Но два года назад сломала ногу и оказалась беспомощной.

По квартире — с трудом на костылях. Руки заняты — ни чашку помыть, ни чай сделать, не говоря уже о походе в магазин, — вспоминает Нина Михайловна. — Татьяна стала моей палочкой-выручалочкой. И с тех пор не могу от нее отказаться. Она мне все работы на высоте делает: шторы вешает, на шкафах пыль вытирает, с антресолей вещи снимает, продукты приносит. Без нее я просто как без рук!


Огород — дело тонкое

Наиболее распространенные услуги, которые оказывает соцработник, — покупка и доставка на дом продуктов питания, товаров первой необходимости, лекарств, горячего питания, помощь в приготовлении простых блюд, кормлении, выполнении санитарно-гигиенических процедур (умывание, причесывание, стрижка ногтей, принятие душа), оплата услуг ЖКХ и связи, поддержание порядка в жилых помещениях.

Пенсионеры на селе часто задают вопрос: может ли соцработник полоть, поливать его огород, высаживать цветы и рассаду? Начальник управления организации социального обслуживания Министерства труда и социальной защиты Наталья Каравая комментирует, что общереспубликанским перечнем, утвержденным Совмином от 27 декабря 2012 г. № 1218, этого не предусмотрено.
— Эти услуги являются государственным минимальным социальным стандартом и обеспечивают базовые потребности самого человека, его повседневную жизнедеятельность. Речь идет об уходе за самим подопечным, а не о его огороде. Услуг по обработке грядок в перечне услуг учреждений соцобслуживания нет. При этом если помощь во вспашке, поливе или прополке очень важна для пожилых людей, вопрос можно решить на региональном уровне. Законодательство предоставляет право местным исполнительным и распорядительным органам создать дополнительный перечень соцуслуг ТЦСОН. Для их оказания должны быть привлечены специализированные организации сельскохозяйственного профиля.

Единственный нюанс — дополнительные услуги будут оказываться уже по другим тарифам, поскольку они выходят за рамки установленных минимальных социальных стандартов. Их стоимость определяет местный исполком исходя из затрат.

Чем помогут


Общереспубликанский перечень социальных услуг, оказываемых ТЦСОН, содержит более 100 позиций

Какие социальные услуги получит конкретный гражданин, зависит от его индивидуальных потребностей и состояния здоровья. Учитываются функциональный класс, указанный в медицинской справке, наличие близких родственников и условий проживания. Количество визитов зависит от степени утраты получателем услуг способности к самообслуживанию.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter