Откровенно говоря, «дело тут бая» настолько обычное и скучное, что на него никто не обратил бы внимания, если бы не активность в сети самого портала и его «болельщиков». В какой именно момент начавшегося уголовного процесса в обществе (и с чьей подачи?) решили развернуть всю эту сомнительную PR-кампанию своего сетевого ресурса, сказать не берусь. Но то, что началась она буквально с первых допросов, — это факт. А что происходило потом? В соцсетях и на форумах так называемые независимые журналисты почти каждый день чего только не говорили, как только не пытались очернить правоохранительные и следственные органы, обеляя Золотову и ее команду. Рассказывали о муках подозреваемых, а затем и обвиняемых, которые, как выяснилось и с чем они сами согласились, «тырили чужой контент».
Уже начало первого дня судебного процесса показало истинное лицо tut.by и приемлемую для него среду обитания. Правда, интерес публики, которой поначалу набилось почти полный зал, довольно быстро поугас: чем больше судебное разбирательство углублялось в детали материалов дела, тем шустрее разбегались зрители. Оставшиеся, в основном тутбаевцы, ежедневно вели из суда онлайн-репортажи. С корректировкой услышанного под себя, чего-то нескромно недоговаривая. При этом писали: ажиотаж был создан не по их инициативе, это якобы госСМИ позволили себе ежедневные публикации во время процесса. Надо бы и тут напомнить, что на самом деле госСМИ позволили себе немного: всего несколько колонок, дабы не дать читателю из-за нескончаемого потока однобокой информации, а нередко и откровенного вранья потерять суть того, за что же, собственно, судят Золотову.
Да, пришли в суд представители посольств и международных ассоциаций. Те, кто их приглашал, пытались представить все так, будто редакцию поддержали ЕС, США и т.д. На каждом углу, как зомбированные, талдычили, будто от этого процесса будет только хуже, потому что новость о нем якобы облетела мировые СМИ. Если и впрямь облетела, то это дело, наоборот, показывает иностранным наблюдателям, инвесторам, что в нашей стране наказывают за воровство информации, что собственность правообладателей и в данной сфере защищена законом.
Уже не удивляет то, что виноваты у обвиняемой и ее коллег все кто угодно, даже сами пострадавшие, только не те, кто воровал информацию, пользуясь чужими паролями, и закрывал на это глаза. И вообще, весь этот процесс, говорили они, придумали, сфабриковали. Вот одна из цитат комментария в соцсети:
«…СК не хацеў разабрацца i прыцягнуць да адказнасцi магчымых вiнаватых. Мэта была — сабраць паказаннi супраць Марыны…».
А вот еще. Здесь даже дана оценка обществу. Одна дама комментирует: «Показательна реакция общества на весь этот процесс. В здоровом обществе давно бы у суда стояла разъяренная толпа, которая намотала бы кишки таких судей на вилы за лжесвидетельские показания, фальсификацию фактов, незаконную прослушку. А тут тишина. Как будто и людей нет в стране. Неудивительно, что русские белорусов называют «братья наши меньшие», как подневольное зверье». Вот такое вот у этих «змагароў» отношение к людям. А сам комментарий — разве не призыв выйти с вилами к зданию суда?
Ситуация с tut.by — ярчайший пример не только манипулирования общественным мнением. Лично я это полугодовое шоу вокруг ООО воспринимаю не иначе как спекуляцию, подмену понятий и — да, давление на следственные органы и суд. Даже перед вынесением приговора называющие себя независимыми СМИ напомнили слова Золотовой (из ее последнего слова в суде): «Тот, кто придумал этот процесс, не очень хорошо себе представлял возможные последствия».
…На происходившее до оглашения приговора обратил внимание и Председатель Верховного Суда Валентин Сукало. Отвечая на вопрос репортера телеканала «Беларусь 1», назвал повышенное общественное внимание к этому процессу, присутствие дипломатов, журналистов косвенным давлением на суд:
— Может, иногда это мешает суду. Мне бы хотелось, чтобы такие процессы проходили спокойнее. Суд, думаю, примет правильное, справедливое решение. Не надо ему мешать. Не только по этому делу. Иногда журналисты пытаются предсказать какие-то решения, комментируют возможные варианты. А это прямое или косвенное давление на суд, это мешает правосудию. Поэтому я бы просил СМИ быть более осторожными при освещении процессов и в комментариях к ним.
Следствие и прокуратура, а теперь и суд считают, что обвинение Золотовой предъявлено обоснованно. И это подтверждается собранными в материалах дела доказательствами, показаниями свидетелей, заключениями экспертов и прочим.
Выйдя к публике, Золотова сказала, что ее порадовал приговор, который оказался мягче, чем просила прокурор. И уже в сторонке более узкому кругу коллег дала оценку делу:
— Это дело гораздо более глубокое и серьезное, чем дело о несанкционированных заходах в раздел платной подписки БЕЛТА.
— Палiтычная справа? — попытался уточнить кто-то негромко.
— Я бы не сказала, что политическое... Но разобраться с tut.by, независимыми медиа, показать, кто главный в интернете… Об этом я думала и думаю.
На том и разошлись.
В течение десяти дней после этой сцены главред так и не обжаловала приговор. Тем самым, по сути, признала его обоснованность и справедливость.