Отгремели изумительные по своей нелепости аплодисменты, проводившие человека на скамью подсудимых. Отшумела истерика в немногочисленных, но нахально-ежедневно-активных аккаунтах. Суд тихо и буднично вынес приговор, обжаловать его не стали. Главный редактор художественно-редакционного отдела ООО "ТУТ БАЙ МЕДИА" Марина Золотова осуждена по уголовной статье. Можно подвести некоторые итоги очередной попытки раскачивания общества и сделать неочевидные в условиях полгода не стихавшей истерики выводы.
О «совковости»
Для начала давайте отметим, что те «интеллектуалы», которые называют остальных «красными», «электоратом», «приспешниками» и «совками», - они и сами, что называется, плоть от плоти. В том смысле, что недалеко ушли. Пословицу советских времен «Неси с работы каждый гвоздь, ты здесь хозяин, а не гость» они успешно (в первую очередь - финансово успешно) используют в своей давно уже «не совковой» жизни. Земляки, коллеги, пани и спадары! Мир с тех пор изменился! И те Европа с Америкой, коими вы нам чуть что в отсталую харю тычете, за воровство чужого и за непресечение такового раньше, помнится, руки рубили. Сейчас в тюрьму сажают, до сумы доводят.
Девочки, вы по-прежнему думаете, что чужие пароли дозволительно использовать «по привычке», ведь «так удобнее»? Давно уже нет. Культуролог Юлия Чернявская возмущалась: «А вы тексты, кино, музыку в интернете никогда не скачивали «за так»? Программы на комп не устанавливали «за так»? Не верю. На себя посмотрите – тогда и девочек осуждайте. Или молча «гребано устыдитесь». Так что спрячьте свой праведный гнев в кучку».
И заметив нарушение УК на своем производстве, руководителю недостаточно просто погрозить пальцем. Законы такие, страна такая, центр Европы, стараемся не отставать, а как же. Не за то главного редактора судили, что журналистка, не за тексты и мнения получили административные штрафы остальные! А «независимые» (что примечательно: многие... но не все!) ведь именно так полгода подавали: наступление на журналистов, подавление свободы слова, затыкание ртов… Судили должностное лицо, не выполнившее своих обязанностей. Не знала? – еще хуже, некомпетентна. Не были прописаны? – то же самое плюс вопросы к хозяевам бизнеса: а почему, собственно? Не «совок» это: в европах процедур, норм, регламентов и правил гораздо больше, господа желающие сделать «политику из разгильдяйства». Не пришлось, видно, вам на себе испытать.
Поэтому давайте уже и сами как-то начинайте соответствовать высоким западным нормам цивилизованного производства. Что гвоздей, что новостей. Есть надежда: прошедший суд хоть каким-то современным правилам поведения хоть кого-то из «кровинушек наших» научит. Они ведь – все, кто получил за это штрафы вкупе с «неустановленными лицами» ТУТбая – они не исчадия ада, они наши, такие же, просто… не изжили еще родимые пятна, так сказать. Хотя и чистоплотными всех их после полугода выворачивания белья наизнанку назвать трудно.
Да, и о белье. Тут активно навязывается и такой посыл: шумиху вокруг бытового процесса поддерживали государственные СМИ, «независимые» лишь отвечали. Полноте! Ежеполучасовые репортажи из зала суда в соцсетях и на сайтах – госСМИ до таких высот еще не поднялись, правда. Объездом посольств – точно не занимались. Федерике Могерини даже не пытались звонить – дороговато по тарифу. Наконец, «все мировые СМИ облетела новость» о нарушениях со стороны сотрудников белорусского портала – смешно, конечно, но это тоже не от государства. Это они - сами и первые. Накричались до того, что аж председатель Верховного суда обратил внимание на недопустимую шумиху, очень похожую на давление на суд…
Не делайте так больше, не надо.
Об интеллигентности
Полгода раздутой и поддерживаемой «независимыми» (в первую очередь – «тутбаевцами») истерии показали и вот что: они не умеют ни честно играть, ни достойно проигрывать. Любой может сходу вспомнить с пяток передергиваний, переворачиваний с ног на голову и даже откровенно лживых высказываний, обсасываемых затем кучкой клакеров.К примеру: не раз, не два, а почти что от каждого из тех задержанных, кто отделался штрафом, доводилось слышать: «это выбили», «оказывалось давление», «требовали показаний»… Но они там, «за кратамi», так следует думать, «тоiлi словы i думкi свае». Так вот – ничего подобного. Может, кого и не убедит проверка, немедленно проведенная Следственным комитетом. Но на суде демонстрировались видеозаписи тех допросов! – с нагловато-испуганными голосами, с естественно-скованным у одних и наигранно развязным поведением у других подозреваемых. И со спокойным и корректным поведением следователей. Выбивали? – да господь с вами… Но в зале суда на сотню мест можно и перетерпеть стыд от собственной лжи, выставленной напоказ. Минут десять. Чтобы потом, в социальных сетях, получить «комплимент» типа: «Поздравляю! Ты хорошо держалась, как зэк зэку говорю».
Кстати, о «жесткаче», «налете» и прочих «неадекватных мерах» следствия отношению к подозреваемым. Каждый, работающий с информацией, знает: хранить ее можно где угодно, хоть дома под подушкой, хоть на теле под резинкой сховав. И спрятать ее куда легче, чем даже деньги, – на работе, в гараже, в детских игрушках, а почему нет. Наконец, уничтожить информацию – это дело даже не минуты, по одному звонку все исчезнет, по условному символу в мессенджере.
Именно поэтому обыски проводились одновременно, массово, в офисах и в квартирах, с задержаниями. Если кому-то надо еще подробнее про технику работы правоохранителей – почитайте хоть тот же интернет. Чтобы не высказывать потом свое веское мнение типа «а вот я считаю, можно было обойтись…» От дивана оторвись, руками что-то в жизни сделай – тогда считай… А то либеральная «тутбай-тусовка», похоже, чуть не вся состоит из действующих следователей и практикующих адвокатов… Это не так, тут верить не стоит.
Другой пример «интеллигентности», полагаю, гораздо наглее и опаснее предыдущего. Сразу же после обнародования записи (фактически признания) о том, что сотрудники ТУТбая «тырили контент», пошел вот какой загон на верящую «интеллигентам» (а кому же еще?) публику. Дескать, «тырить контент» - это такой журналистский сленг, не всем понятный, избранным доступный. И означает вовсе не то, о чем вы, темные, подумали. Юрий Зиссер, основатель ТУТбая, 13 августа 2018 года: «Когда я лет десять назад впервые услышал от журналистов слово "тырим", был абсолютно шокирован, пока мне не объяснили, что речь не о воровстве, а о самой обыкновенной законной перепечатке со ссылкой на первоисточник. Профессиональный жаргон действительно бывает весьма странным, оправдываться журналистам не за что».
Так вот, это – вранье. Не самая удачная попытка быстренько «затереть пятно на ковре». Нет такого профессионального жаргона, и шокирован бизнесмен был правильно. «Пилить бюджет» - это отнюдь не распределять деньги по школам и больницам. «Откатить процент» - это совсем не снизить затраты и себестоимость. Не подвела примерного бизнесмена чуйка – однако было это, к нашему общему сожалению, «лет десять назад». С тех пор мир и страна менялись, повторю, в одну сторону, а Зиссер, получается, - в другую.
Точно так же бездарными и одновременно провокационными выглядят постоянные на протяжении полугода попытки «свалить с больной головы на здоровую». Тут и «фото, которое те взяли без разрешения, а мы взяли у них», и «нарушение прав сотрудников ТУТбай со стороны СК», и еще, и еще… И вишенкой на торте – «надо было прятать пароли лучше». Даже неудобно за «элиту» нашего общества (ну, она себя таковой считает, уж вы или мне поверьте – или сами почитайте). Вы в деревне нашей, белорусской, зайдите-ка в незапертую хату. Да возьмите со стола пару ложек и пачку папирос – по привычке, или вам во имя свобод надо, или так удобнее. На выбор. А потом послушайте, что про вас «темные деревенские» скажут.
И не обижайтесь на людей, не надо, это же правда.
О личностях
Человек лучше всего раскрывается в экстремальных обстоятельствах. 7 августа в день обысков Юрий Зиссер отвечает на вопрос «независимого» телеканала: «Я ничего такого (о несанкционированном доступе) не знал. И директор не знала. На нас это просто свалилось в одно утро – и все». Дальше повторяет на ОНТ: «Это не дело против Tut.by, пока речь идет о нескольких сотрудниках, портал в этом не завязан». Все понятно и объяснимо: надо спасти бизнес. Я не при делах, бизнес мой ни при чем, директор не в курсе, «это какая-то личная инициатива сотрудников», Ю.Зиссер. Вот пусть и отвечают. Или кто-то может прочесть слова бизнесмена по-другому?Тогда же, в первой половине дня, Зиссер пообещал «организовать задержанным передачи, помочь с другими вопросами» (но это и все) и повторил: «Причина? Первая мысль была – политика, но я пока не вижу оснований так думать». Хозяйственное дело, успокойтесь, не шумите, не было бы хуже – так ведь? Снова понятно и объяснимо.
День 7 августа идет к закату – и Юрий Зиссер сообщает на своей странице: «Ко мне сегодня обращались за комментариями десятки СМИ из Беларуси и со всего мира. Высказался и Совет Европы» (11 августа он скрупулезно уточнил список: «Обращались Reuters, Euronews, le Monde, шведское радио, финны, польское ТВ, Дождь, Газета.Ру, Медуза, московское радио, Громадське радiо и др. Всех не упомню».). Вся эта движуха, заметьте, происходит 7-го! Затем следующие сообщения основателя: «Высказалось и посольство США», «Вот и New York Times написала»...
Через два дня, 9-го, Зиссер у себя подвел итог: «На общественное мнение соотечественников власти наплевать, а вот с мнением Запада придётся считаться». 10 августа ответил «Голосу Америки»: «Идет наступление на независимые медиа, а этот доступ к БелТА – только предлог для расправы с неугодными журналистами». Кому и что непонятно? Очевидно, решили спасать бизнес не признанием вины и минимизацией ущерба. Напротив: вот сейчас мы вам покажем, как «свободных журналистов» трогать. То ли «мягкотелость интеллигенции» была сильно классиками преувеличена, то ли она сама (ее часть – та, что «затутбай») во что-то другое эволюционировала.
Но еще раньше, вечером того же 7 августа основатель ТУТбая формулирует позицию, которой, в принципе, руководствуются почти все «независимые» СМИ следующие полгода и больше: «С утра политика не была заметна. Однако к концу дня событие получило столь космические масштабы отражения в различных государственных СМИ, совершенно несоразмерные существу дела, что политическая подоплека стала очевидной». Неленивым можно даже подсчитать, «космические масштабы» - это сколько. В цифрах государственных СМИ. И сравнить со списком «мировых СМИ, которые облетела новость». Сама облетела, потому как никто же никому не звонил, никто никуда не ездил, правда?
Собственно, понятна фигура того идеолога, который с 7 августа 2018г. по 4 марта 2019г. неустанно поддерживал (в меру своих сил и «мировой поддержки») костер «жестких расправ, растоптанных свобод, репрессированных журналистов и раздавленной свободы слова» в публичном пространстве. Что забавно: большинство «сильно потерпевших» с облегчением заплатили штрафы – и продолжали все это время невозбранно «обличать преступный режим».
Обмануть, судя по соцсетям, удалось и достаточное количество здравомыслящих людей. Хотя, возможно, это им только кажется, что они умеют мыслить здраво. Может быть, решение суда поможет и такой категории сограждан (а также клану «затутбаев» вкупе с «независимыми СМИ») осознать, что подавление – это не когда публично и открыто судят по реально нарушенной статье УК, а вы все это каждый день по пять раз комментируете.
Личность проявляется и в подведении итогов, какими бы они ни были. Юрий Зиссер для себя (и для «своих») делает вот какой вывод: «Очевидно, что Марина невиновна». Очевидно… и возникает сомнение, не преувеличивает ли клака «затутбаев» интеллектуальный уровень своего лидера? Вину определяет суд, так оно заведено. После чего даже скромное «я полагаю» неуместно, потому как ты всю жизнь не юриспруденцией занимаешься. Нет смысла развивать тезис дальше, на уяснение этого-то всяко должно хватать…
«Тем не менее… вынесенный приговор можно считать победой», - Зиссер знает, что и «своих» надо подбодрить, и «мировой поддержке» показать: результат есть. Думаю, лукавит. Потому что вот что писала одна из его сторонниц в его же фейсбуке: «В здоровом обществе давно бы у суда стояла разъяренная толпа, которая намотала бы кишки таких судей на вилы…» Вот это и было бы, наверное, победой, да? И – здоровым обществом, никто же спорить не стал?
Тогда… тогда, думаю, многие бы из тех, кто сегодня еще заполошно кричит «затутбай!», ужаснулись бы и спросили: а что это было? И интеллигентный образованный примерный бизнесмен мягко бы им ответил, мол, я ничего такого не знал. И директор не знала. Это какая-то личная инициатива, их... тех…
Вы в самом деле хотите в это поверить? Поддержать? Поучаствовать, быть может, в меру сил? Тогда мне вас жаль. Но все это – неподсудно. Однако не рискуйте нарушать Уголовный кодекс – ни здесь, ни кто бы вы ни были. На этом хотелось бы, наконец, поставить точку в будничном, но поднадоевшем уже деле «о несанкционированном доступе» (который был) и «бездействии должностного лица» (в чем раскаялись). Согласны?
Жаль, что это не только от нас с вами зависит.
P.S. Все предыдущее, как видно, опирается на факты, публикации и цитаты. Сейчас позволю себе высказать предположение, на мой взгляд, вытекающее из них. На наших глазах отечественный бизнес под названием ТУТбай вырос из почтового сервера в крупный (и полезный, и интересный в этом плане) агрегатор новостей, в многопрофильный интернет-портал. Это реальный и неоспоримый успех.
Но много ли вы из истории знаете деятелей, которые вовремя останавливались? Есть впечатление, что рекламных потоков и медалей «лучший в своей отрасли» в какой-то момент стало не хватать. Захотелось еще и влиять на умы, побыть властителями дум, самим отобрать «интеллектуальный клуб» страны и скромно его возглавить. Прямо как в сказке: «Не хочу быть столбовою дворянкой…» Забыв (или самонадеянно подумав, что сие не про меня писано), что заканчивается все «у разбитого корыта».
Так что я бы на месте некоторых господ воздержался от поздравлений с «победой» в этом уголовно-административном деле. Лучше подумайте, что делать с изрядно потрепанным корытом.
АМ.
Впервые своим мнением по «делу ТУТ.бай» поделилась генеральный директор главного информационного агентства страны - БЕЛТА. Эксклюзивное интервью с Ириной Акулович читайте в номере газеты «СБ.Беларусь сегодня» от 19 марта 2019 года.