Демографический императив очевиден и безусловен. Для повышения рождаемости делается в Беларуси немало: молодежная политика, всесторонняя поддержка семей с детьми, высокие социальные гарантии материнства. Но демография — очень инертная сфера. И даже если в текущем десятилетии повысится рождаемость, то рынок труда этот факт заметит только через лет 20. Не вызывает сомнений, что в ближайшие десятилетия экономике придется развиваться в условиях дефицита рабочей силы. Причем по всем сферам деятельности и широкому спектру квалификации. Одно из решений проблемы в моменте — привлекать специалистов из-за рубежа. И в этом случае наша система образования и экспорт образовательных услуг могут стать точкой входа для квалифицированных работников. При этом, как видится, минимизируются потенциальные сложности с адаптацией граждан другой страны.
Для сферы образования экспорт образовательных услуг с точки зрения функции привлечения квалифицированных трудовых ресурсов в Беларусь может стать новой точкой стратегического развития. Будем откровенны: сегодня в стране наблюдается некоторый даже избыток мощностей высшего образования. В Беларуси более 50 вузов. Это достаточно много. И, не лукавя, можно сказать: сейчас есть реальный дефицит абитуриентов. И университеты сражаются за них всеми доступными способами. Но на институтскую скамью приходят ребята, родившиеся во второй половине 2000-х. Взрывного бэби-бума в нашей стране уже давно не было. И поэтому постепенно встает ребром вопрос, каким образом сохранить наши многочисленные высшие учебные заведения и загрузить их.
Экспорт услуг вполне может стать выходом для сферы образования. Но не просто продавать знания иностранным студентам, а делать это с прицелом, что зарубежные выпускники потом потенциально могут остаться работать на наших предприятиях. Как видится, такой стратегический подход к трудовой миграции может решить целый комплекс проблем.
Будем реалистами. С одной стороны, немало в мире стран живут намного беднее Беларуси. И наше качество жизни даже очень привлекательно для граждан из Средней и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки. С другой — в небогатых странах достаточно сложно найти работников с соответствующей квалификацией. Причем за них идет жесткая международная конкуренция. Те же рекрутеры из Европейского Союза уже плотно работают по привлечению работников, например в Узбекистане. Страна с населением свыше 30 миллионов человек прибавляет ежегодно по миллиону. И очевидно, что перекупить исключительно заработной платой нашим предприятиям достаточно тяжело. Да, жизнь в ЕС дорогая. Тем не менее в номинальном выражении европейские компании могут предложить более выгодные условия.
Получение образования может стать той конкурентоспособной опцией, которая позволит сделать нашу страну более интересной для добропорядочных мигрантов. Экспорт образовательных услуг решит проблему разрыва между ожиданиями работодателей от квалификации и знаниями и навыками соискателей. Собственно говоря, мы будем готовить людей под те потребности нашей экономики, которые существуют.Еще один немаловажный фактор — адаптация трудовых мигрантов к нашим культурным и ментальным реалиям. Ведь многие государства, которые привлекают в массовом характере мигрантов, сталкиваются с контролем за тем, чтобы в страну въезжали добропорядочные граждане без деструктивных стремлений, а также преодолением языкового и ментального барьера. Вузы всегда были местом, где царил дух интернационализма. А в молодежной среде во время занятий и досуга, плотного общения со сверстниками молодые люди из других стран способны достаточно быстро адаптироваться к нашим традициям. А языковой барьер исчезает однозначно.
Несомненно, такой подход требует внимательного изучения с разных сторон. Готовы ли наши университеты в массовом порядке принимать иностранных студентов? Какие изменения необходимо сделать в учебных программах? Через какие каналы продвигать в других странах наши образовательные услуги? На каких условиях принимать абитуриентов-иностранцев, чтобы они впоследствии остались работать у нас? Необходимо проработать ценовую политику, так как в этом случае экспорт образовательных услуг приобретает не только коммерческий, но и стратегический характер. Конечно, важно понять, готов ли наш реальный сектор брать выпускников-иностранцев и на каких условиях. Будут ли они востребованы не только на крупных предприятиях, но в сегменте частного бизнеса, в том числе малого и среднего? Бесспорно, нужно отработать вопросы из области социологии, чтобы понимать, насколько белорусы готовы и хотят жить и работать рядом с гражданами из других стран. И какие государства для нас наиболее ментально близки и вызывают симпатии. Вопросов достаточно много. И нельзя сказать, что на все существуют простые ответы. Не стоит питать иллюзий, что через образовательный канал удастся решить полностью проблему дефицита рабочей силы. Но в какой-то степени в части квалифицированных кадров реально есть возможность снизить остроту проблемы.
volchkov@sb.by