ПРООН в Беларуси рассматривает поддержку агротуризма по двум ключевым направлениям своей работы. Речь идет о поддержке местного развития, на которое сделают упор в новой программе на 2021-2025 годы, и охране окружающей среды. Об этом рассказал сотрудник ПРООН в Беларуси по коммуникации и продвижению Андрей Чистодарский.
- Всего в нашей программе было реализовано четыре масштабных проекта при поддержке таких серьезных «доноров», как Евросоюз, Россия, Глобальный экологический фонд, США. Два проекта завершилось, два идут. Если мы начинали с того, что поддерживали отдельные агроусальбы и создавали зеленые маршруты, после переосмысления стратегии в 2014 году стали больше думать об инфраструктурных инвестициях в местные экономики для поддержки агротуризма. В чем преимущества этой модели, которую мы практикуем в двух действующих проектах? Они дают возможности создания устойчивой инфраструктуры, позволяют большому числу партнеров работать вместе – это необходимое условие для создания устойчивого продукта, а не просто продукта, который формируется вокруг какой-либо аттракции. Поэтому формат поддержки агротуристических кластеров приоритетный. Тем более, эта модель позволяет нам использовать интегрированный подход к развитию сельских территорий, который мы совмещаем с поддержкой сельского хозяйства, ремесленничества, культуры, истории, здорового образа жизни. В совокупности это способствует появлению большего числа рабочих мест, - пояснил Чистодарский.
Он обратил внимание на то, что агроэкотуризм среди топовых тем, которые интересны женщиным-предпринимателям. Убедиться в этом эксперт смог во время серии семинаров по поддержке женского предпринимательства на Брестчине.
Еще одно направление работы ПРООН в Беларуси – создание инфраструктуры в сельских районах через организацию сети центров поддержки сельского предпринимательства.
- Такой пример есть: в проекте «Малые города», который поддержан Россией, был создан центр поддержки в Мстиславском районе. Это на границе с Россией, - уточнил специалист. - Центр стал не просто консультировать начинающих и вовлеченных предпринимателей, а открыл для них бесплатную школу, которая в начале года на две недели пригласила всех желающих познакомиться с особенностями развития агротуризма, использования интернета, финансовыми механизмами. Кроме того, мы пересмотрели подход к созданию зеленых маршрутов и добавили интерактива – получилось более комплексно. Но это невозможно без участия большого числа партнеров с государственной и частной стороны.
Так в Мстиславском районе появился пилотный маршрут «Славянская история Мстиславля». Продолжительность его посещения – 4 часа 40 минут. Использован ряд интерактивных способов вовлечения туристов: кроме рассказа об истории района, гостям показывают традиционные ремесленные направления, знакомят с местной кухней, показывают современную жизнь региона. Чистодарский отмечает, что маршрут вызывает интерес не только у туристов из Беларуси, но и у российских туркомпаний. Неспроста уже подписано пять соглашений о партнерстве с турагенствами соседей.
druk@sb.by