Позорный путь человека, который когда-то работал для Родины, а затем призывал Запад наносить ракетные удары по ней
1 марта 2023 года Минский областной суд начал рассмотрение уголовного дела в отношении Валерия Цепкало. Сам обвиняемый на скамье подсудимых отсутствует, потому что еще в июле 2020 года сбежал за границу. Рассмотрение уголовного дела в отношении его ведется в порядке специального производства. Интересы Цепкало в суде представляет защитник, предоставленный государством. Генеральной прокуратурой в интересах Государственного учреждения «Администрация Парка высоких технологий» (далее — ПВТ) заявлен иск о возмещении Цепкало имущественного ущерба на сумму 6880 рублей. Исковые требования к обвиняемому заявили и некоторые потерпевшие. Приговор Цепкало будет оглашен 7 апреля 2023 года.
Срок для «заслуги»
Государственный обвинитель, выступивший в прениях 29 марта, предложил назначить обвиняемому в качестве наказания лишение свободы на срок 19 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях усиленного режима, со штрафом в размере 1000 базовых величин (37 тысяч рублей), с лишением права занимать должности, связанные с исполнением распорядительно-хозяйственных функций, сроком на 5 лет.
А также взыскать с Цепкало финансовые средства, добытые преступным путем, в размере: 151 715 евро — полученная взятка, 13 200 долларов — оплата за отдых, 15 тысяч рублей — за проектирование жилого дома, 586 750 евро — собранные для осуществления экстремистской деятельности.
Иск, предъявленный в интересах ПВТ на сумму 6880 рублей, как и иски, заявленные потерпевшими на общую сумму 20 тысяч рублей, предложено удовлетворить полностью. Имущество Цепкало — средства на счетах в белорусских банках, квартиру, гараж, автомобиль — оставить под арестом в счет возмещения имущественных претензий.
Дипломат? Айтишник? — Взяточник!
Валерий Цепкало — мальчик из семьи гродненских инженеров, окончил МГИМО и поработал в посольстве СССР в Финляндии. Молодой специалист наверняка грезил головокружительной карьерой по дипломатической части, но тут развалился Союз. Пришлось Цепкало возвращаться в Беларусь, где он проработал вторым секретарем МИД, а потом стал советником председателя Верховного Совета Станислава Шушкевича по внешнеполитическим вопросам.
В 1994‑м Цепкало вовремя сориентировался и, бросив Шушкевича, перешел в избирательный штаб Александра Лукашенко, где ему доверили курировать вопросы международной политики. После победы на президентских выборах Александр Лукашенко назначил Цепкало первым заместителем министра иностранных дел Беларуси. С 1997 по 2002 год обвиняемый работал послом Беларуси в США и Мексике, где усердно налаживал нужные связи среди «демократического американского истеблишмента».
С 2002 года Цепкало — помощник Президента по науке и технологиям, позднее — полномочный представитель Президента по вопросам информатизации в Парламенте.
Говорят, параллельно с работой в Администрации Президента Цепкало пытался толкать за границей премиальную белорусскую водку «Марк Шагал». Пока наследники художника не начали сильно возражать. Бизнес пришлось свернуть.
В 2005 году Цепкало возглавил созданный Парк высоких технологий (ПВТ).
За 12 лет работы Цепкало в должности директора ПВТ количество резидентов Парка достигло 237, работающих специалистов стало в 13 раз больше — с 2,5 до 32,6 тысячи человек, годовой объем экспорта товаров и услуг увеличился в 49 раз и составил более 1 миллиарда долларов по итогам 2017 года.
Но после ухода Цепкало из ПВТ произошел взрывной рост развития. По слухам, такая ситуация была связана с политикой Цепкало, который за вступление в ПВТ требовал от компаний взятки, размер которых не для всех был подъемным. Тот факт, что на начало 2020 года в ПВТ уже было зарегистрировано более 800 компаний с 61 тысячей сотрудников, а общий экспорт услуг резидентов ПВТ за 2019 год превысил 2 миллиарда долларов, косвенно подтверждает эту информацию.
Получается, что 12 лет, работая в должности директора ПВТ, Цепкало не только старался для белорусских IT-компаний, но и себя не обижал. Некоторые «добровольные перечисления» по его указанию направлялись на счета его кипрской компании Ableteam Holding Ltd. Директор Гиоргос Гиоргаллис подтвердил, что Цепкало является настоящим владельцем компании.
Но в 2017 году Цепкало «неожиданно» уволили с должности директора ПВТ.
На взятки — миллион
Следствием достоверно установлено, что Цепкало, будучи директором ПВТ, получил взятку в размере 151 715 евро за выбор компании турецкого бизнесмена Седата Игдеджи генподрядчиком по строительству объекта возглавляемого им учреждения (ПВТ) и заключение соответствующего договора. Деньги «ушли» на Кипр.
При этом Цепкало не гнушался получать взятки от Игдеджи не только деньгами, но и оплатой элитного отдыха для своей семьи, ювелирными украшениями, оплатой досуга с приглашением дам из сферы горизонтальных услуг.
В суде выступили свидетели, которые по распоряжению Игдеджи передавали и переводили Цепкало деньги или были свидетелями передачи ему взяток. Также дала показания Наталия Игдеджи, вдова бизнесмена, который в качестве взятки также построил Цепкало особняк площадью 418,3 квадратного метра на улице Тепличной в Минске.
За строительство особняка Цепкало не заплатил Игдеджи и его компаниям ни копейки. Только обещал, что закроет расходы при расчете за строительство объектов ПВТ. Документы по строительству дома на Цепкало тоже оформляли не сразу. Спохватился он, лишь собравшись участвовать в президентских выборах. Тогда задним числом были оформлены необходимые договоры и акты.
Но и с домом Цепкало провернул схему: продал его лизинговой компании, которая входит в крупнейшую австрийскую банковскую группу Raiffeisen Group, получил деньги и тут же взял свой дом у компании в лизинг. В 2020 году Цепкало заявлял, что свою предвыборную кампанию он финансирует деньгами, полученными от продажи дома.
Но ему, мягко говоря, не поверили. Ведь, как сказал наш Президент, денег от продажи дома хватило бы Цепкало на неделю предвыборной кампании. Уж слишком на широкую ногу Цепкало ее проводил.
В суде также были оглашены показания самого Седата Игдеджи, которые он давал еще в 2020 году. Цепкало обещал Игдеджи возможность строительства объектов ПВТ и EPAM на общую сумму около 700 миллионов долларов. За это Цепкало, конечно, нужно было платить, и немало.
Поскольку строительство предлагаемых Цепкало объектов должно было принести бизнесмену Игдеджи прибыль в размере около 1 миллиарда долларов, он готов был платить Цепкало за такие выгодные контракты. В результате Игдеджи не получил ни обещанных контрактов, ни прибылей, а деятельность его компаний в Беларуси была заблокирована.
По словам Седата Игдеджи, его «благодарность» Цепкало составила около 1 миллиона долларов плюс строительство «бесплатного» дома. Бесплатного для Цепкало, конечно.
«Из-за него я и моя группа компаний потеряли около 15 миллионов долларов», — говорил в 2020 году в одном из интервью Игдеджи.
Украденное «цифровое бессмертие»
Работая директором ПВТ, Цепкало не только успешно брал взятки, но и не гнушался реализовывать собственные проекты под видом проектов, реализуемых ПВТ.
Используя служебное положение, силами сотрудников ПВТ Цепкало создал стартап Prabook, разработка которого шла параллельно и под видом создания базы данных «Известные белорусы». Платформа Prabook, по мнению Цепкало, должна была обеспечить «цифровое бессмертие». Деньги на «бессмертие» Цепкало брал, конечно, у ПВТ.
К созданию Prabook.com привлекались также студенты МГЛУ. В 2013 году по инициативе ПВТ крупнейшая на тот момент IT-компания Беларуси EPAM Systems открыла учебную лабораторию в нетехническом вузе. Студенты, знающие иностранные языки, помогали Цепкало в обретении «цифрового бессмертия» в ходе практических занятий. Все это, конечно, для создания базы данных «Известные белорусы».
А потом Цепкало просто перенес всю структуру ПО, таблицы, данные, коды платформы, интерфейс на веб-сайты Prabook.org и Prabook.by, созданные за пределами Беларуси и размещенные на серверах в Германии.
В 2019 году Цепкало вообще получил в США патент на программу как ее изобретатель и главный разработчик.
«Некая «рыба» на диске лежит, но она пустая. Там всего наполнения не существует», — пояснила суду свидетель Ольга Зубович, начальник правового отдела, представитель администрации ПВТ.
Где-то в европах
Лишившись в 2017 году прибыльной должности директора ПВТ, Цепкало некоторое время числился консультантом правительств Азербайджана, Грузии, Узбекистана по созданию инновационных инфраструктур, консультировал ПРООН в области электронного правительства. Но, видимо, миллионных взяток новая сфера деятельности не приносила, и Цепкало решил сходить в президенты.
Уже весной 2020 года появилась информация о том, что Цепкало пытался отредактировать статьи о себе в русскоязычной Википедии, чтобы убрать из текстов критику в свой адрес, информацию о проекте Prabook и о доме, построенном Седатом Игдеджи. В то же время Цепкало пытался надавить на оппоСМИ, чтобы уменьшить число упоминаний о его связях с Александром Лукашенко. Так уж хотелось человеку стать своим для змагаров.
30 июня 2020 года ЦИК забраковала большое количество подписей за выдвижение Цепкало кандидатом в Президенты. В результате до нужных 100 тысяч подписей Цепкало так и не дотянул. Несостоявшийся же кандидат как думал: подписи ему нарисуют за деньги, и он обязательно победит. И будет дальше воровать, как привык, только масштабы станут сильно круче. А тут такой облом.
Первым за это досталось экспертам из Государственного комитета судебных экспертиз Дмитрию Гриневичу и Оксане Турлюк, которые проводили исследования подписных листов. В чем только не обвинял их в ролике на YouTube Цепкало. Своими выступлениями он «организовал» экспертам и их близким масштабную травлю и поток угроз в интернете.
А дальше бесчисленное количество роликов и постов в соцсетях в исполнении Цепкало. Он не только поддерживал убийство офицера КГБ Дмитрия Федосюка, но и призывал людей повторить «подвиг» убийцы. Сам Цепкало при этом уже находился за границей. Оттуда и призывал к общенациональной забастовке на предприятиях, к расправам над силовиками, оскорблял Президента и распространял максимально недостоверную информацию о ситуации в Беларуси.
А еще обращался к иностранным государствам и их представителям, в том числе к Украине, с призывами нанести ракетный удар по территории Республики Беларусь и ее объектам, в частности, по городу Минску.
Пытался Цепкало по привычке и подзаработать: просил скинуться деньгами для оплаты услуг мифических персонажей, которые захватят Президента Беларуси и вывезут его из страны в некий международный уголовный суд. Нужен был сущий пустяк — 11 миллионов евро. Собрал — 586 750 евро. Если суд поддержит предложение государственного обвинителя, все собранное Цепкало будет должен нашему государству.
Он и до сих пор, сидя где-то в европах, призывает и обвиняет в интернете. И так же проводит стримы, на которые собирает таких же жалких неудачников, как сам: Карач, Дылевского, Болкунца. Можете представить, что эти люди несут в эфире!
А еще Цепкало в своих соцсетях восторженно благодарит за все «американских партнеров». Из последнего — за санкции в отношении президентского самолета. Уровень — в самый раз для бывшего дипломата, когда-то даже считавшегося приличным человеком.
Только бы «партнеры» на Умку не догадались санкции наложить. А то ж Цепкало может ненароком захлебнуться восторгом и благодарностью, стараясь угодить своим «американским партнерам».
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Цепкало обвиняется в получении взятки в особо крупном размере (ч. 3 ст. 430), злоупотреблении служебными полномочиями из корыстной и личной заинтересованности, повлекшем причинение ущерба в крупном размере, существенного вреда государственным и общественным интересам (ч. 2 ст. 424), заведомо ложном доносе о совершении преступления (ч. 1 ст. 400), публичных призывах к захвату государственной власти, акту терроризма, действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь (ч. 3 ст. 361), клевете (ст. 188), разжигании вражды (ч. 1 ст. 130), пропаганде войны (ч. 1 ст. 123), создании экстремистского формирования и руководстве им (ч. 1 ст. 361 — 1), финансировании экстремистской деятельности (ч. 2 ст. 361 — 2), клевете и публичном оскорблении Президента Республики Беларусь (ч. 2 ст. 367 и ч. 2 ст. 368), дискредитации Республики Беларусь (ст. 369 — 1) УК РБ.