30 дней на велосипеде провела корреспондент «Народной газеты»

Право руля

Кто-то в апреле мирно радуется появившемуся наконец солнышку, а для большинства велолюбителей это месяц тяжкого труда и раздумий о судьбе городской инфраструктуры и перекрестных взаимоотношений с автоадептами. Во всем мире в апреле проходит акция «30 дней на велосипеде». Суть ее проста: раз в 24 часа нужно забираться в седло своего двухколесного транспортного средства и самоотверженно крутить педали хоть до соседнего города, хоть до магазина напротив. Снег, дождь, состояние здоровья и даже — о кощунство! — работа не являются оправданием велопрогулам. Корреспондент «НГ» решила проверить себя на выдержку, а пешеходов и водителей — на стрессоустойчивость.

Не быстрее пешехода

Чтобы вы правильно поняли, я не из того сорта велосипедистов, которые утречком по 50 километров гоняют, дабы размяться. Мы с велосипедом обрели друг друга во взрослом возрасте, учились вместе держать равновесие по ночам, подальше от слабонервных соседей. Да и мой двухколесный напарник — синглспид нижней ценовой категории, то бишь приводимый в движение исключительно мускульным напряжением и силой воли. В общем, мы, среднестатистическая гомельчанка и ее скромный металлический Санчо Панса, катаем не благодаря, а вопреки.

И если самые бодрые и активные сезон не закрывают даже в снег, то мы с велосипедом не виделись с конца сентября. Потому одна из целей акции — набор формы на старте сезона — оказалась для меня не просто актуальной, а жизненно необходимой. Осталось только извиниться перед велонапарником за долгое отсутствие и вывести его на воздух. Судя по укоризненно опущенному зеркальцу, умолять о совместной прогулке мне стоило, опустившись на одно колено и преподнеся в дар новые шины!

Первые 500 метров я чувствовала себя Шумахером, издевательски обгоняя старичка с тростью и пятилетку на самокате. А потом организм напомнил о перерыве в тренировках и заметил, что скорость пешехода недооценивают, а задохнуться на первой же горочке вообще почти не стыдно. Старичок с тростью резво обогнал меня. И клянусь, я слышала издевательское хихиканье!

После первых пяти километров я сильнее полюбила диван, но самонадеянно данное в соцсетях обещание путешествовать в седле и, чего греха таить, некоторое уязвленное самолюбие вытолкнули меня на улицу и на следующий день. Я позволила себе слабость и сократила ежедневную дистанцию, но уже на пятый день не выдержала и рванула к реке посмотреть на паводок — всего 10 километров, я вас умоляю! А перепады высоты в 40 метров — почти равнина. В конце концов, ради видов Сожа, проглотившего пляжные скамейки и детские площадки, стоит крутить педали.

Утка против окуня

— Я искренне не понимаю, как можно ездить на чем-то неустойчивом, у чего к тому же меньше четырех колес, — задумчиво протянула как-то моя лучшая подруга, но тут же тоном психиатра добавила: — Хотя, конечно, мы все тобой гордимся!

Фантастические виды и недоступные ранее локации — те причины, по которым я три года назад выбрала велосипед. Он проедет там, где не протиснется транспорт с четырьмя колесами. Сделает это быстрее, чем ноги пешехода. И подарит совершенно новый опыт. В апреле я полюбовалась слаженной работой ОСВОДа по доставке продуктов затопленным жителям микрорайона Монастырек и героической откачкой сотрудниками МЧС воды с улиц назад в Сож. Я видела, как посреди оживленного тротуара в луже купается самая настоящая утка. А моя велосоратница на заливном лугу как-то сбила окуня. 

Я усиленно работаю над тем, чтобы с разбегу заезжать на многочисленные гомельские мосты, пока пасую и тащусь в гору ножками, но снимаю оттуда великолепнейший закат. А на обратном пути выбираю круг в 10 километров с двумя железнодорожными переездами, только чтобы не видеть по пути домой ни одного моста. Велосипед позволяет мне за 10 минут укатить из цивилизации в лес и насладиться спокойствием и целительной силой природы. А под конец месяца я обнаружила хитрый прямой путь сквозь переезды и промышленные тропки на окраину знаменитого комбайностроительного микрорайона Сельмаш — на велосипеде получается всего на семь минут дольше, чем ехать общественным транспортом. Над обгоном авто еще надо поработать. 

Я пропускаю

Дни шли, тело крепло, но все еще хотело под одеялко. Я стала смелее и нашла свое велоамплуа. Оказывается, я вежливая нахалка. Последним словом меня наградила мадам на велодорожке, в спину которой я посмела подергать рычажком вело­звонка. Первый эпитет я добавила от себя, ибо действительно вежливо прошу: не ходите по велодорожке, здесь для вас может быть опасно.

Я не угрожаю, честное слово. Просто километры велодорожек в Гомеле хотя и растут, но не грандиозными темпами. Инфраструктура для двухколесного транспорта находится в зачаточном состоянии, поэтому за каждый метр своего законного пространства мы готовы бороться. А опасность не преувеличение. Один выскочивший из-под колеса камень, лопнувшее колесо, отказавшие тормоза — и травму получит не только велосипедист, но и тот, кто самовольно велодорожку топчет ногами, детьми, да еще и собачками на «невидимых» поводках. 

В каждый из 30 дней я бурно радовалась новому плавному съезду с тротуаров и недовольно цокала при виде 20-сантиметрового бордюра, с которого я при всем желании на велосипеде не спущусь на пешеходный переход, несмотря на щедрое разрешение, данное нам всем обновленными ПДД. Кстати, в один из дней мы выбрались на совместную акцию с ГАИ, чтобы проверить, как велосипедисты знают новые правила. Знают. Но семь из десяти сказали, что пока все равно предпочитают перекатывать велосипед по зебре.

В начале апреля и я спешивалась. Было страшновато. Казалось, далеко не все водители слышали про изменения. Но нас становилось больше. И глядя на все возрастающую велосмелость, автолюбители начали что-то такое подозревать. И тогда я решилась. Подъехала к светофору и впервые осталась в седле. Загорелся зеленый. На полосу, которую я нагло собиралась пересечь, положил глаз серебристый универсал, замаячивший правым поворотником. Я смотрела передачи про дикую природу, поэтому установила с хищ... водителем зрительный контакт.

«Ты знаешь, что мне можно», — подняла бровь я и подалась корпусом вперед.

«А мне стоять и ждать?» — газанул на месте водитель.

«Я, как и положено, двигаюсь со скоростью пешехода», — я осторожно начала крутить педали. 

«Да езжай ты уже!» — закатил глаза универсал и повернул аккурат в 10 сантиметрах за моей спиной.

К концу апреля я не спешивалась уже в 30 процентах случаев. Когда получила права, стала донельзя дисциплинированным пешеходом. Нам всем иногда не помешает взглянуть на дорогу с другой точки зрения. Мир начну менять с себя. Свято обязуюсь не гнать, не выскакивать на проезжую часть и не цыкать не пешеходов. Вот такая польза от 30 дней апреля, проведенных в седле. Это еще и 3604 ккал, которые, как клянется мое приложение в телефоне, я потеряла где-то на велотреке. У меня нет причин не доверять этой высокоточной и благородной технике.

valchenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter