В творчестве драматурга Алексея Дударева мы находили ответы на многие вопросы

Правда жизни Алексея Дударева

На этой неделе всех нас потрясла горькая весть: в 72 года ушел из жизни известный драматург, заслуженный деятель искусств Беларуси, председатель Белорусского союза театральных деятелей Алексей Дударев. Его пьесы «Вечер», «Порог», «Рядовые», «Черная панна Несвижа», «Не покидай меня» во многом определили стиль и направление современного белорусского театра. Они ставились на лучших сценах Беларуси и за рубежом, к ним обращались ведущие режиссеры нашего времени. По сценариям Дударева было снято 16 картин, в том числе «Белые Росы», «Днепровский рубеж», «Брестская крепость».

Фото из архива «СБ»

Он никогда не гнался за модными течениями, придерживаясь однажды выбранного направления. Признавался, что когда-то взяться за перо побудила проза Василия Шукшина: вдруг понял, что и рядом с ним жили и живут простые работящие люди, которые должны быть увековечены в литературе. «Белые Росы» режиссера Игоря Добролюбова — фильм-загадка, настоящий феномен народного кино, рассказывающий нам что-то важное о самих себе, о семье, земле, своих корнях. И эту загадку навсегда задал нам Дударев.

В июне 2020 года театралы отметили 70‑летний юбилей драматурга. По этому поводу в интервью издательскому дому «Беларусь сегодня» он говорил: «Пышных торжеств устраивать не буду. Придут мои дети, внуки. Скажут, какой я хороший, я с ними соглашусь. И дело тут не в пандемии. Я и раньше старался избегать всех этих юбилеев». Он очень критично относился к себе, был скромен и дисциплинирован.

Мы часто пересекались с ним на театральных мероприятиях и фестивалях, на премьерах, нередко спорили о новаторстве истинном и ложном, художественной правде и правде жизни. Все эти вопросы занимали живой ум мастера. Еще в интервью нашему журналисту Алексей Ануфриевич признавался: «От вещей житейских, нормального трезвого взгляда на жизнь никто никуда не денется, какие бы эксперименты сегодня ни происходили, какими бы мы ни были учеными, как бы ни заморачивались. Есть очень простые, как вкус и запах хлеба, вещи. И они давным-давно определены: вера, надежда, любовь, Божьи заповеди. В самой мудрой книге Библии про это сказано».

Он не любил красивые эффекты на сцене, его всего коробило от «красивостей» и различных «измов», но отдавал должное театральной условности и женской красоте.
Его «Рядовые» прошли по всем театрам Советского Союза, от Калининграда до Чукотки, по-новому рассказав о жертвенном героизме простых советских солдат. Дударев в этой пьесе нашел неповторимую интонацию искренности и доверительности, привнес в театральную магию правду документа, волнующие свидетельства очевидцев войны, в том числе своего отца. Спектакль Валерия Раевского в Купаловском театре получил в свое время Государственную премию СССР.
Одним из режиссеров, обратившихся к пьесе «Вечер», стал легендарный молдавский артист Михай Волонтир, исполнитель роли Будулая из фильма «Цыган». «Помню, раздается звонок по городскому телефону, в середине 1980‑х годов, тогда мобильников еще не было: «Здравствуйте, я хотел бы поговорить с Алексеем Ануфриевичем…» До боли знакомый голос! Когда он представился, у меня трубка чуть не выпала из рук, знаменитый Будулай из любимого многими телевизионного фильма! У него были какие-то вопросы по «Вечеру», он хотел приблизить к реалиям молдавского села, что-то изменить, но в местном отделе культуры сказали, что делать этого нельзя, авторское право и так далее… Я сказал: «Твори как хочешь!»

Сегодня мы все говорим спасибо Алексею Ануфриевичу…

Отпевание Алексея Дударева пройдет сегодня, 1 марта, в Свято-­Елисаветинском монастыре в 12:30. Далее в Драматическом театре Белорусской армии с 14:00 до 15:00 состоится прощание и гражданская панихида. Похороны пройдут на ­Восточном (Московском) кладбище Минска.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter