Музыка в школе: какой ей быть?

Поверить алгебру гармонией

В последние дни я с упорством дятла–желтошапочника задаю на своих виртуальных страничках один и тот же вопрос: «Друзья, а нужна ли музыка в общеобразовательной школе? Если да, то в каком виде?»

Признаться, была готова к самым разным ответам и даже к гробовому молчанию, что гораздо хуже, чем самое категорическое «нет».


К моему изумлению, десятки людей, в основном немузыкальных профессий, в один голос ответили: «Да–да–да! Музыка в школе необходима, если мы хотим сохранить интеллект!» Кто–то уверял, что «музыка и есть жизнь, это разговор с Богом, необходимо обучение пониманию и чувству музыки». Кто–то говорил о «вибрациях», о «гармонизации и тренировке мозга», о развитии личности, о культуре и духовности. А некоторые даже утверждали, что музыка в школе равнозначна процветанию нации.

Казалось бы, благостная картина. Давайте взглянем, как преподается музыка в наших общеобразовательных школах. Час в неделю в начальных классах да еще с упором на слушание музыкальных произведений, которые маленьким непоседам явно не по нутру. И это еще не худший случай, потому что часы, отведенные на музыку, зачастую тратятся на более «нужные» предметы. А после четвертого класса музыки в школе нет вообще.

Можно долго рассуждать о причинах. Об унылой утилитарности нынешней школы, которая готовит учеников не к жизни, не к работе, а исключительно к поступлению в вуз. Причем ученики и родители жалуются на катастрофическую занятость, а знания и грамотность у выпускников на порядок хуже, чем 30 — 40 лет назад. При этом ученики советских школ и в «музыкалку» успевали, и спортом занимались, и на танцы ходили, и в технический кружок. И гляди–ка — поступали в вуз и становились отличными специалистами!

Конечно, виноват и Кабалевский со своей злополучной триадой «композитор — исполнитель — слушатель». Получается, что композитор пишет, исполнитель озвучивает написанное, а слушатель лишь вяло пережевывает готовую музыкальную жвачку. Какая уж там польза для мозга! Бетховен писал свои сонаты вовсе не для того, чтобы слушатель в зале мирно под них дремал. А для того, чтобы мыслящий человек, владеющий фортепиано и нотной грамотой — будь то школьный учитель или эрцгерцог Фердинанд, — перелопачивал их своими руками и головой. Только так осуществляется пресловутая «гармонизация» — обучение слушать и думать.

Сомневаетесь, что классическая музыка так уж полезна? Тогда спросите у учителей математики, которые преподают в музыкальных спецшколах. В моем классе практически все ученики, занимавшиеся по 5 часов в день на скрипке или на рояле, решали задачи лучше учительницы. И с координацией движений у детей, обучающихся музыке, намного лучше, и тоньше срабатывают механизмы взаимодействия с другими людьми.

Причем — очень важный момент — для этого вовсе не обязательно быть профессионалом. Достаточно играть на фортепиано «для себя» — умение, которое 100 лет назад было обязательным для выпускников гимназий и кадетских училищ. Обязательно оно и сейчас в таких странах, например, как Япония и Швейцария.

Хотите, чтобы ребенок совершенствовался? Платите частным учителям. Многие так и поступают, совершенно не рассчитывая на то, что их чадо станет впоследствии профессиональным музыкантом. Может быть, именно в этом секрет суперуспешных ученых, бизнесменов, программистов, врачей? Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Марк Цукерберг, академик Капица — все превосходные музыканты–любители.

Так что обучение музыке в школе очень даже имеет смысл. Пусть это будет примитивное сольфеджио, ритмика, шумовой оркестр, хор, начальные уроки фортепиано — благо для этого достаточно простенькой электронной клавиатуры. Главное — расшевелить детей, побудить их к действию и самовыражению.

juliaandr@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter