Главный итог года: «Е-Паслуга»
Главным цифровым итогом года, по мнению начальника отдела электронной коммерции НЦЭУ Светланы Караневич, стало появление мобильного приложения «Е-Паслуга». Оно позволяет упростить процедуру авторизации по ID-карте и получить доступ к электронным услугам. Приложение буквально позволяет превращать мобильный телефон пользователя в считыватель, который открывает доступ к личному кабинету.— Мобильное приложение единого портала электронных услуг «Е-Паслуга» — это более 500 сервисов на основании достоверных и актуальных сведений около 60 государственных информационных систем в различных сферах. Среди таковых недвижимость и страхование, медицина и образование, экология, таможенное дело. Для использования «Е-Паслугi» необходимы смартфон с функцией NFC и ID-карта. Приложите ID-карту к тыльной стороне смартфона, введите PIN 1 — и войдите в свой личный кабинет.
Среди доступных сервисов представлены и комплексные электронные услуги, использующие сведения из нескольких информационных систем. К примеру, услуга проверки сведений об автомобиле с пробегом дает возможность получения сведений из четырех инфосистем о диагностических осмотрах, участии в дорожно-транспортных происшествиях, нахождении в розыске, страховании. Дополнительно можно выяснить данные о нахождении авто в залоге.
Мобильное приложение также дает возможность подать заявление на осуществление любой административной процедуры, переведенной в стране в электронную форму, и подписать его электронной цифровой подписью на ID-карте.
Стать пользователем «Е-Паслугi» в отношении части электронных услуг можно и без ID-карты: авторизуйтесь по номеру телефона, e-mail, учетным записям в Google или Facebook.
Мобильное приложение пока доступно для использования только физическими лицами и лишь для системы Android. Скачать приложение можно в Google Play.
Электронные сервисы
— Прежде всего от нас ждут новых электронных услуг, которые позволят просто и удобно разрешать свои жизненные ситуации. Поэтому одно из ключевых направлений нашей деятельности — разработка и оказание электронных услуг для разных категорий потребителей: для граждан, бизнеса, государственных органов и организаций. Если за 2022-й на едином портале электронных услуг появилось свыше 40 новых услуг, то в 2023-м — более 270 новых сервисов — услуг и административных процедур, — отметила Светлана Караневич.Она также рассказала, что по итогу прошлого года на портале были доступны для заказа 517 электронных сервисов. Среди популярных — регистрация иностранных граждан, въезд в приграничную зону, проведение аэрофотосъемки, получение информации о правах на недвижимость, об уплаченных налогах. В числе наиболее востребованных — получение данных о передаче таможенных деклараций и дополнительному накопительному пенсионному страхованию.
Светлана Караневич обратила внимание, что среди новинок 2023-го популярной стала и услуга по предоставлению сведений о правонарушениях. Такого рода информация требуется, например, при трудоустройстве, в отношении самого себя или третьего лица (по доверенности).
— Сердце единого портала электронных услуг — это личный кабинет пользователя. Сегодня на портале свыше 220 тысяч активированных личных кабинетов. Нам отрадно констатировать растущий интерес и граждан, и бизнеса, и госорганизаций к использованию личных кабинетов на портале, получению услуг онлайн.
Если в 2022 году через портал было оказано чуть больше 76 миллионов услуг, то за 2023-й — свыше 127 миллионов.
Фокус на авто
Как сообщил ведущий специалист отдела электронной коммерции НЦЭУ Андрей Бусько, в прошлом году был сделан фокус на развитии электронных сервисов, направленных на получение информации об автомобилях. В 2023-м популярной у пользователей стала услуга получения систематизированных сведений об авто, благодаря которой можно узнать о марке, номере, наличии страховки и техосмотра машины, а также проверить, не находится ли она в розыске, получить данные о дорожно-транспортном происшествии, включая сведения о второй стороне ДТП (пешеход, другой автомобиль или животное), а также о повреждениях с приложением снимков при их наличии. По словам специалиста, сейчас ведется доработка услуги по предоставлению систематизированных сведений об авто.— С декабря прошлого года потребитель уже может получать историю прохождения техосмотров за последние десять лет. Ранее была информация о последнем техосмотре. Стоимость услуги осталась прежней.
Кроме того, он отметил, что во взаимодействии с Министерством внутренних дел в целях повышения безопасности дорожного движения был рассмотрен вопрос о представлении организациям, оказывающим услуги по прокату автомобилей (каршеринг), перевозке пассажиров с использованием сервисов онлайн-заказов таких услуг (Uber, «Яндекс» и т.п.), юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, эксплуатирующим транспортные средства, информации из автоматизированной информационной системы Госавтоинспекции о наличии у гражданина водительского удостоверения, а также сведений о наличии права управления механическими транспортными средствами.
— В связи с этим в марте прошлого года появились новые электронные услуги о подтверждении факта выдачи водительского удостоверения и получении сведений об ограничении в праве управления транспортными средствами, — рассказал Андрей Бусько.
По его словам, еще в НЦЭУ прорабатывают и электронную услугу по сертификации автошкол. Благодаря ей все необходимые документы можно будет подать удаленно. Появление нового сервиса запланировано на первый квартал 2024-го.
kryzhevich@sb.by