Сейчас автомобиль исследуют эксперты.
Капитан Александр Байков и старший лейтенант Артем Конопацкий служат в отделении по раскрытию «транспортных» преступлений с 2013 года. За это время успели повидать многое, набраться опыта и даже натренировать интуицию.
Совсем недавно в их практике произошел очень любопытный случай: оперативники сумели предотвратить вывоз в Россию дорогого внедорожника.
Toyota Land Cruiser 2014 года выпуска принадлежала одному из крупных банков страны. Водителю, который возил генерального директора, для большей оперативности разрешили парковать джип во дворе своего дома. В один из январских вечеров мужчина, как обычно, оставил его под окнами. Утром вывел на прогулку собаку и обомлел: дорогой машины на привычном месте не было!
Об угоне водитель сообщил в службу безопасности банка и в милицию. Материалы проверки по факту исчезновения внедорожника оказались у Артема и Александра.
— В результате ряда проведенных оперативно-разыскных мероприятий удалось установить, что «Тойота» выехала со двора по улице Ольшевского, 70 около двух часов ночи и двинулась в микрорайон Каменная Горка, — рассказывает Артем Конопацкий. — Затем ее видели на МКАД, откуда машина ушла на съезде на проспект Независимости. Потом по трассе М-1 Брест — Минск — граница РФ помчалась в сторону Орши.
В баке «Тойоты», по словам водителя, оставалось примерно 35 литров топлива. Это означало, что угонщик может покинуть страну без дополнительных заправок. Однако чутье подсказало оперативникам, что где-то он должен остановиться. Не мешкая они отправились в Оршу.
Уже на месте оперативникам удалось установить личность преступника. Им оказался 58-летний мужчина, ранее судимый за подделку документов — полисов страхования гражданской ответственности и сертификатов о прохождении техосмотра. «Тойота» с электроникой, уже перепрограммированной под другой ключ, нашлась в гараже его соседа. Не имея собственного, угонщик попросил приютить машину якобы приехавших из Смоленска родственников — дескать, опасаются за сохранность дорогого внедорожника. Добрый человек выгнал на улицу свое авто, а в «домик» поставил «Тойоту». Кстати, на момент обнаружения регистрационные знаки на ней уже были российскими. Судя по всему, машина скоро должна была перебраться в соседнюю страну.
Как выяснилось, в 2015 году оршанец купил точно такой же автомобиль, только битый. Его он снял с учета, умудрившись при этом оставить себе регистрационные знаки, а затем продал на запчасти. Видимо, тогда и созрел план найти «близнеца» машины. Приезжая к родственникам в Минск, оршанец не забывал поглядывать по сторонам. Параллельно искал, по его словам, в интернете информацию, как можно вскрыть внедорожник, обойдя штатную сигнализацию. И когда на глаза ему попалась банковская «Тойота», ее участь была решена. Промедли оперативники хоть чуть-чуть — и машина бесследно исчезла бы на просторах России.
Руководство по вскрытию машин часто ищут в интернете
Автомобиль оценили в 67 тысяч рублей. В отношении задержанного возбуждено уголовное дело по статье «Кража».
— Заказные угоны дорогих машин у нас происходят редко, — говорит Александр Байков. — Во всяком случае, в минувшем году на территории нашего обслуживания их не было вовсе. Подавляющее большинство угонов являются банальными пьяными преступлениями.
Как, например, выходка двоих молодых минчан в прошлом году. Задумали ребята поехать в Брест на футбольный матч между минским и брестским «Динамо». Денег на билеты не было, и тогда они, не долго думая, вскрыли «Жигули», которые стояли на проспекте Пушкина. Завели машину соединением проводов. Сделали кружок по району, дабы проверить ходовые качества, а затем подобрали еще одного приятеля и рванули на Брест. Доехали, однако, только до Барановичей — там закончилось топливо. Пришлось любителям футбола зайцами возвращаться в Минск на поезде. Александр Байков и Артем Конопацкий их быстро вычислили, но задержать сумели только одного — второй успел удрать к тетке в Россию.
— Из всех угонов автомобилей я выделил бы те, которые случаются на автомойках, — говорит Александр Байков. — Приезжают туда клиенты, просят привести в порядок авто, оставляют ключи, документы на машину и уходят. А в конце рабочей смены некоторые сотрудники автомойки, зачастую еще и нетрезвые, решают: зачем идти домой пешком или трястись в троллейбусе, если можно прокатиться в авто? Как правило, эти поездки заканчиваются либо встречей с сотрудниками ГАИ, либо аварией.
Недавно такая история произошла с «Мерседесом-Бенц» Е-класса. Хозяйка оставила его на мойке в четверг и пообещала забрать в воскресенье. Рабочий привел машину в порядок, попутно попивая виски с колой, и, поскольку тогда как раз грянули морозы, решил не мерзнуть, а поехать домой на «мерине». Но не справился с управлением и врезался в столб.
— Владельцы автомобилей должны иметь в виду, что в подобной ситуации не всегда усматривается угон, — предупреждает Артем Конопацкий. — Состав преступления возникнет только в том случае, если вы оставили ключи и документы, скажем, менеджеру или директору, а уехал на вашем авто рабочий мойки. Но если вы передали их тому самому человеку, который впоследствии и сядет за руль, это уже угоном не является: сами доверили!
Есть еще одно обстоятельство, на которое оперативники хотели бы обратить внимание читателей. Точнее, внимание владельцев БМВ после 2005 года выпуска: набирают популярность кражи зеркал заднего вида. Стоят они дорого, а снимаются легко. Только в 2016 году стало известно о 120 фактах подобных краж. На самом деле их еще больше, ведь владельцы машин, застрахованных по системе КАСКО, зачастую даже в милицию не обращаются. Во избежание краж оперативники просят в обязательном порядке маркировать зеркала. И всем автолюбителям, дорожащим своими машинами, советуют оснащать их GPS-трекерами (устройствами приема-передачи данных для спутникового контроля автомобилей) и ставить на охраняемые парковки или хотя бы в места, оборудованные видеонаблюдением.