Картошка — отдельно, черешня — отдельно
Пользователи в TikTok жалуются: на витринах магазинов время от времени появляются испорченные овощи и фрукты. Ролики с возмущениями покупателей собирают сотни тысяч просмотров и столько же комментариев. Действительно ли проблема массовая? На контрольную закупку отправляемся в один из продуктовых на проспекте Победителей. Помогать с ревизией нам будет заведующая отделением гигиены питания отдела гигиены Минского городского центра гигиены и эпидемиологии Ольга Тимошенко. Она с ходу развеяла один из популярных мифов: размер магазина никак не влияет на количество нарушений. Неважно, это гипермаркет или небольшая торговая точка. Все зависит от руководителя и его подхода к работе.В полдень в торговом зале оживленно и, к слову, довольно свежо — уже весомый плюс. Сохранить чувствительные к высоким температурам продукты летом — тот еще квест. А в этом году 30‑градусная жара и вовсе как будто испытывает розничную торговлю на прочность. Поэтому в подмогу продавцам — хорошее холодильное оборудование и закупка качественного товара у надежных поставщиков. С этим здесь проблем нет. В отделе плодоовощной продукции стоит сразу несколько холодильников. Бросается в глаза и огромный ассортимент — одних только яблок мы насчитали больше пяти сортов. Абсолютно все найдется и для супа, и для салата: несколько видов томатов, огурцов, капусты и зелени. А среди разнообразия авокадо, персиков, груш, нектаринов, кокосов можно потеряться.
— На первый взгляд витрина оформлена очень презентабельно, — подытожила Ольга Тимошенко.
— Морковь, картофель, свекла, лук — все это лежит в ящиках на отдельном стеллаже. Плюс, что на корнеплоды не поступают прямые лучи света. Они выставлены вдали от остальных товаров, например черешни или баклажанов, которые не загрязнены землей. Это правильно, как и для сырой и готовой продукции, — она тоже должна храниться раздельно.
Внешний вид не обманет
Белорусский картофель по 2,29 рубля за килограмм и белокочанная капуста стоимостью 1,43 за кило выглядят добротными, без повреждений и изъянов. Чистота и сухость царят на стеллаже и в ящиках, что тоже важно, говорит Ольга Тимошенко:— Прежде чем попасть на витрину любой торговой сети, товары проходят немаленький путь. Порой в цепочке «производитель — транспортировщик — продавец» находится слабое звено. Чтобы не попасть в список аутсайдеров, каждый магазин обязан не только уследить за сроками годности, правильной маркировкой и условиями хранения, но и организовать надлежащий процесс контроля за ассортиментом.
Продажа загнившей, плесневелой продукции полностью исключена. Что касается картофеля — проросших клубней, а также с нарушением целостности кожуры тоже не должно быть на прилавке. Значит ли это, что продавать подгулявшие бананы по акции нельзя? Именно так! За такое можно получить даже штраф.— Овощи и фрукты — товары недолговечные, за их чистотой и свежестью нужно следить тщательно и регулярно. Сотрудники должны ежедневно пересматривать продукты на витрине, сразу снимать с продажи и утилизировать подпортившиеся.
В нашем случае гнильем и не пахнет. Продукции с истекшим сроком тоже не нашли, в порядке и маркировочные ярлыки. На них, кстати, стоит обращать внимание. Разберем на примере упаковки микрозелени подсолнечника. Изготовитель и поставщик указаны, есть дата изготовления, срок годности (14 дней), условия хранения (от +5 до +9 градусов) и относительной влажности (75 процентов).
— Собранная в начале недели зелень отлично сохранилась, к внешнему виду и запаху претензий нет, значит, температурный режим выставлен правильно, — объясняет врач‑гигиенист. — Магазин порадовал по всем параметрам.
К слову, идеально должен выглядеть весь товар — как в упаковке, так и в ящиках. Но если вы заметили, что хотя бы часть уже испортилась, можно оставить обращение в книге жалоб и потребовать убрать продукт с прилавка.
— Мой совет: первым делом обращать внимание именно на внешний вид, — уточняет специалист. — Визуально оценивайте окраску плодов, степень зрелости и отсутствие повреждений. Если закрались сомнения, можно не стесняясь попросить у продавца документы, которые подтверждают качество и безопасность продуктов. Наличие в магазине декларации — обязательно.
ЦИФРЫ
В первом полугодии специалисты санитарно‑эпидемиологической службы Минска лабораторно исследовали 1415 проб пищевой продукции на соответствие показателям безопасности и качества. 135 проб не соответствовали требованиям, из них 52 — продукции импортного производства.
Сроки и гигиена
Какие нарушения находят летом в торговых сетяхУдельный вес магазинов с проблемами составил около 75 процентов от числа обследованных по всей стране. С какими нарушениями столкнулись эпидемиологи? 6,7 процента — неправильная маркировка пищевой продукции, 6,2 процента — невыполнение правил личной гигиены, 4,5 процента — нарушения условий хранения и реализации продукции, 3,6 процента — несоблюдение сроков годности, 2 процента — нарушения в работе холодильного и технологического оборудования.