Валентина и Геннадий СЕРГЕЙ — фотохудожники, которые смогли передать свою страсть к искусству детям.
Глубина резкости
В Москве в выставочном зале «Тушино» совместно с заслуженным любительским коллективом Беларуси «Фотоклуб «Гродно» в эти дни представлен семейный выставочный проект «Фокус на искренность». Его участники — Геннадий, Валентина, Дмитрий и Лидия Сергей.
— Это должна была быть именно семейная выставка, — рассказывает о событии Геннадий. — Долго перебирал архив, чтобы попасть в эту тему. Отобрал 60 фото. Хотелось чего-то белорусского, родного. Семья, верность, где-то удалось подловить взгляд, парень с девушкой сидят под водопадом, пожилые люди держатся за руку. Представлен и чисто деревенский быт. У отца Валентины есть фото самодельного трактора, на котором он выезжал на посадку картошки. У дочери представлены работы плана живое-неживое. Скульптура и человек. К примеру, картина из Питера: каменные изваяния льва и человека наблюдают, как рабочий на другом конце улицы проводит уборку. Работы сына тоже достаточно интересны именно постановкой кадров: Париж, дождь, улица, ритм фонарей.
|
В собственной небольшой студии семьи Сергей, расположенной в центре Гродно, обращает на себя внимание большое черно-белое фото в рамке. На нем запечатлена знаменитая пожарная каланча, что напротив Старого замка. У ее подножия стоит строительная техника. Вот-вот начнутся работы. Давно это было...
— Снимок сделала дочь, когда ей исполнилось 13 лет, — объясняет Геннадий Сергей. — Повисла на заборе и щелкнула. Еще старым пленочным фотоаппаратом.
В комнате собраны старые пленки, которые знакомые просто отдали, когда появилась «цифра». Зная увлечения фотографа, друзья приносили химикаты для проявки, фотобумагу, старые аппараты. В итоге накопились немалые запасы.
— Все время занимался фотографией, еще с детства, — перебирает в руках заклеенные изолентой металлические бобины с пленкой. — Пришло время, когда ни проявителей, ни пленки было уже не купить. Но хотелось вернуться в прошлое. Дочка тоже загорелась. Взяла сначала «Смену-8М», потом «Ломо-компакт». Потом уже появился Canon. Первый фотоаппарат она взяла в руки в 10 лет. Уже во время учебы в университете у нее состоялась первая выставка аналоговых фото.
— А сын?
— Сын долго смотрел на то, что мы делаем. Потом начал приносить тысячи фотографий. Но я ему сказал: «Знаешь, весь этот мусор мне не показывай». Он у меня программист. Много путешествует. Но как художник начал расти очень быстро, потому что постоянно слышал не только критику, но и полезные советы. Со временем стал показывать вполне достойные снимки.
— Откуда у вас это увлечение фотографией?
— От отца. Он очень любил подловить хороший кадр. Как только увидел мою тягу к этому делу, сразу же купил мне фотоаппарат. От него узнал азы, а вот настоящим учителем для меня стал муж двоюродной сестры, который был профессиональным фотографом. Как-то летом уехал к нему на каникулы. Делали большую выставку на ВДНХ. Печатали фото размером 2,5 на 3 метра. Брали рулоны ленинградского завода «Позитив» — 1,1 метра шириной и 2,5 метра высотой, фотоувеличитель «Беларусь» на рельсах. Ретушировал, проявлял, фиксировал. Помню, делали портрет космонавта Петра Климука. Это была очень интересная школа. Заработал деньги на собственный фотоувеличитель. В Минске тогда были единичные мастерские, которые выполняли такие заказы.
«Клубная» жизнь
В 2004 году Валентина и Геннадий Сергей вступили в народный «Фотоклуб «Гродно» и стали активными участниками областных, республиканских и международных фотографических выставок и фотопленэров. В 2007 году к ним присоединилась дочь Лидия, которой тогда исполнилось 12 лет. Для сына Дмитрия основным увлечением долгое время была музыка, но привозимые им из поездок снимки были интересными по сюжету.
Фотоработы семьи Сергей хранятся в музее литературы имени М. Богдановича, в фотофонде «Фотография для потомков», музее города Ченстохова в Польше. В разное время члены семьи были финалистами и лауреатами республиканских фотоконкурсов: «Женский взгляд на повседневность», «Это твоя земля», «Моя Беларусь», «Мир из окна автомобиля», четвертого белорусского конкурса цифровой фотографии «Драйв-2008», республиканского фотоконкурса BigInterFoto, пятого международного салона Martwa natura w fotografii в Польше.
— Есть ли у вас любимый снимок или тот, которым вы гордитесь?
— Выбрать лучший снимок — значит похоронить себя как фотографа. Всю жизнь учишься. Нет предела совершенству. Сейчас заинтересовала инфракрасная съемка. В свое время задумался, как же сделать хороший портретный снимок.
— И как?
— Оказалось, все элементарно. Хороший фотограф — это тот человек, который знает много шаблонов. Фотограф похуже знает их меньше. Вопрос лишь в их грамотном применении. У фотографа Аллы Пугачевой не было возможности ретушировать снимки, и он снимал через обычный дамский чулок.
— Много ли зависит от фотоаппарата?
— Абсолютно ничего не зависит. Снимает-то все равно человек. Можно и с помощью телефона сделать отличный снимок.
— Зачем же вы тогда все это делаете по старинке?
— Это же совсем другое, это магия, — удивленно смотрит на меня Геннадий. — Вот смотрите, пленка А-2Ш для репортеров на 300 кадров 2000 года выпуска. Совсем «свежачок». Но надо ее использовать. В темноте намотал 36 кадров на катушку. Достал. Выстрелил. Через месяц проявлю.
— Как можете охарактеризовать современные снимки, которые люди выкладывают в интернете?
— Сейчас модно фотографироваться в интерьере, в котором не живешь, и показывать эмоции, которые не испытываешь, — завершает беседу Геннадий. — Но думаю, что это временно.
kondratsieva@mail.ru