Open Space Deal with Silence (10 треков)
Статья сегодня будет строиться по довольно хитрой схеме. Сначала я скажу о хорошем, потом — о не очень. В конце приду к парадоксальному выводу, что в последнем группа, в общем, не очень–то виновата.
Пойдем по порядку...
Пункт первый. Как минимум приятный момент — диск хорошо записан. Как бы ни иронизировали по поводу «понтоватой» фразы на обложке «Мастеринг Джером Шмит (Air Mastering, Лондон, Великобритания)», звучат композиции очень качественно. В данном случае — а ребята играют очевидную поп–музыку — это крайне необходимо.
Далее — аранжировки выполнены грамотно. Не «перевешивает» ни один из инструментов. Ребята заботятся о том, чтобы в каждой песне была запоминающаяся мелодия, в музыке есть настроение. И даже нет отчетливой вторичности (редкость для здешних англоязычных групп). Что, кстати, тоже говорит о музыкальной грамотности Виталия Матиевского, который является солистом, автором и идейным центром коллектива.
Лидер группы, к слову, не лишен человеческого и артистического обаяния. И в его вокале есть одно необходимое качество. Его голос «дружит» с микрофоном и оптимально сочетается с выбранным стилем музыки. Безусловно, с произношением есть вопросы, что я могу отметить как преподаватель английского, но неспециалисту эти мелочи не принесут никаких неудобств. Все сделано так, как надо. Четко соблюдена куплетно–припевная форма. Начинаются композиции, как и следует, с «цепляющего» гитарного вступления. Закономерно завершает альбом изящно–лаконичная и одновременно немного наивная Same Excuses («Те же отговорки»), камерно спетая под фортепиано.
При относительном разнообразии в узких рамках выбранного стиля все песни на диске сложены в качественный продукт. Все компоненты вплоть до фотографии на обложке, благодарностей, клипа на одну из самых ярких песен альбома, которая оптимистично называется Beautiful («Прекрасная»), сделаны на уровне. Симпатичная девушка — менеджер группы — предупредительно передала мне альбом. Все учтено с точки зрения индустрии до такой степени, что здесь сочетается даже малосочетаемое. Получается одновременно амбициозный и интеллигентный проект. Но самое время провести в жизнь пункт второй нашего проанонсированного плана.
Именно то, что я описал выше, рождает логичную проблему. Музыка получается вполне предсказуемой. Понятно, зачем и для кого она сделана. Сделанность в понятном смысле убивает нерв. Но в том, что музыка производит немного механическое впечатление, сами музыканты, как ни странно, не вполне виноваты. Во многом ответственность несут те, кто им нравится.
Думаю, имеет смысл поговорить не о группе Open Space, а о тех музыкантах, которые имеют к группе непосредственное отношение. То есть британских коллективах, играющих в стиле брит–поп. Повсеместно считается, что эти коллективы продолжают дело великих «Битлз». Это неправда. Музыка современных «битлоподобных» исполнителей куда ниже качеством. По сути, на вооружение взята и развита пара самых незамысловатых приемов Леннона — Маккартни. Апофеозом этого подхода были в свое время монотонно–туповатые братья Галлахеры из группы Oasis. Получается, что по форме все в порядке. Какие–то внешние признаки ливерпульской четверки сохранены. Это «что–то в духе» присутствует. Но забывают, что сама постоянно меняющаяся, преобразующаяся от песни к песне композиторская мысль великой группы является тем, почему именно «Битлз» относят к прародителям современной поп–музыки. Они оставили нам огромное поле для деятельности. Просто доказав, что поп–музыка — это процесс прежде всего творческий, а не продюсерский. И что там первично не пресловутое «покатит — не покатит», а постоянный эксперимент и счастье открытия. В современном брит–попе при некоторых исключениях об этом не принято вспоминать.
Возможно, это взгляд человека другого поколения, но если брать за модель и за пример для подражания образ мысли современных поп–музыкантов, то будет получаться более или менее отличающаяся от оригинала копия того, что мы уже слышали раньше.
И здесь, как нигде, правила надо не просто ломать.
Их надо разносить вдребезги.