Пахотные земли — огромная ценность, которой обладает Беларусь. Только не все понимают, что сельскохозяйственные угодья — наш золотой фонд. Золотой практически в прямом смысле этого слова. За последние 50 лет в мире средняя площадь пашни на душу населения сократилась более чем в два раза. Конечно, повысилась репродуктивность земель. Но в целом дефицит становится все более ощутимым. И сегодня вовсю внедряются, так сказать, новые технологии борьбы за продовольственный достаток: в Европе уже используют в пищу сверчков, червей и другую живность, не очень традиционную для рациона европейца. Видимо, не за горами то время, когда полностью натуральные (даже неорганические) продукты питания, без примесей продуктов переработки беспозвоночных, станут доступны далеко не всем на планете. И этот тренд может стать новой вехой развития нашей продовольственной отрасли.
Сельскохозяйственные земли однозначно наш стратегический природный ресурс. И сегодня он не менее важен, чем полезные ископаемые. Да, у нас не самый прекрасный климат для земледелия. Но где он сегодня идеальный при современных климатических катаклизмах?! Зато у нас есть серьезное преимущество: на наших землях не применялись варварские технологии повышения урожайности, которые приводят к деградации земель. Поэтому наша продукция, даже неорганическая, отличается высоким качеством. И оно становится тем более ценным на фоне роста дефицита на качественные продукты питания. Недаром же Запад, несмотря на всю свою технологическую мощь, уже начинает применять технологии, сомнительные с точки зрения благополучия человеческой популяции. Как бы мы ни относились друг к другу, надо признать: в США и ЕС мыслить стратегически умеют. Поэтому понимают: надо как-то приучать население к новым реалиям дефицита продовольствия. И в силу ограниченности пахотных угодий, и по причине слишком мощной урбанизации, которая вымыла из сельской местности трудовые ресурсы. Средний возраст французского фермера уже перевалил за 60 лет!
Предчувствуя сомнительное будущее аграрной индустрии в долгосрочной перспективе, в Штатах уже вовсю экспериментируют с генно-модифицированной продукцией. ЕС разрабатывает стандарты и рецептуры для использования муки из сверчков и других насекомых в мучных изделиях. Делается это постепенно, незаметно, эти проекты маскируются под зеленые… Хотя на деле-то проблема в другом: дефицит качественных продуктов питания неизбежен. Если физических объемов и будет хватать, то их цена окажется (и это уже происходит) доступной не всем европейцам.
По большому счету, учитывая мировую конъюнктуру, Беларуси очень важно не потерять свои позиции производителя качественных продуктов питания. Несомненно, необходимо наращивать компетенции, развивать технологии, но делать это по стратегическому треку, который бы предполагал ориентирование именно на натуральность продукции. Этот фактор приобретает все большее значение. Ведь если так пойдет и дальше, то останется не очень много мест на планете, где можно будет полакомиться печеньем из настоящей муки и сливочного масла! Без всяких сверчков-червячков. Хотя эти добавки можно представлять как возвращение к традиционным национальным кухням, многие из которых уходят своими корнями в средневековье. Кстати, лягушки, улитки, разные коренья появились на обеденных столах именно оттуда. Однако несколько веков назад их ели не из гурманских убеждений, а по причине дефицита нормальных продуктов. Уже потом эти рецепты оформили как кулинарную изюминку. Воистину, история движется по спирали.
volchkov@sb.by