На встрече Президента с творческой молодежью говорилось и о проблемах с музыкальными инструментами. Их не хватает. Талантам порой не на чем играть. Новые пианино и гитары дороги, старые требуют внимания реставраторов. Исправить ситуацию — поручение Правительству. А мы отправимся в Пинск. Здесь давно нашли замену фабричным инструментам. Такие лютни, балалайки, домбры и виолы не купишь в магазине. Все — ручная работа.
Андрей Шкледа.
С мастером–самородком Андреем Шкледой мы встретились в Пинской музыкальной школе № 1. Принес инструмент на занятия Никите Степанюку — победителю областного этапа конкурса исполнителей на народных инструментах имени Жиновича. Андрей верит, что его гитара поможет Никите в конце апреля и на республиканском этапе оказаться в числе лучших.
Первую классическую гитару Андрей смастерил двадцать лет назад. Почти год трудился — переделывал, менял деки. Продал. Потом подтянулись заказчики. С той поры изготовил около 60 инструментов. Чего стоят одни названия разновидностей виол: виола де бардона, виола д’амур, виола да браччо, виола да гамба! Его лютни, барочные гитары, спинет, кельтская арфа, контрданс сегодня звучат в России, Польше, Чехии, США...
Две работы — виолу д’амур и виолу да гамба — приобрела Пинская музыкальная школа для ансамбля старинной музыки «Сальтарелло». А для Мирского замка Андрей вырезал клавесин. В Несвиж — арфу ренессансную и виолу да гамба.
Андрей вспоминает, что музейщики вначале сочли инструменты за бутафорские:
— Известный белорусский музыкант Владимир Невдах сыграл. Потом они звучали на музыкальной летней академии, организованной в Мирском замке Институтом Гете. Играл профессор Аксель Вольф из Германии.
Из Мира Андрей привез диплом участника. Диплома о музыкальном образовании у него нет. По профессии он строитель–отделочник. Говорит, в 16 лет пришел в музыкальную школу, два месяца отучился и бросил. Чувствовал себя переростком. Играть научился сам. Правда, игру считает лишь приложением к мастерству. Детское увлечение старинными инструментами укрепилось благодаря Юрию Дубновицкому — преподавателю Пинской музыкальной школы № 1.
— Пришел к Юрию Андреевичу с тетрадками, с записями. Принес свою гитару... Сейчас знаю: чтобы изготовить инструмент, нужно быть и столяром, и плотником, и резчиком по дереву, конструктором и химиком — лак для покрытия тоже варю сам. У нас в Беларуси в этом деле все самоучки. А в Европе традиции изготовления инструментов не утеряны, там существуют целые школы.
— Откуда берете чертежи?
— На платных интернет–сайтах. А первую свою виолу подсмотрел на картине Паоло Виронезе «Брак в Кане Галилейской».
— Как?
— Увеличил фрагмент картины и сделал чертеж.
— Для инструментов используете древесину лесов с полесских болот?
Смеется:
— Клен — лучшее дерево из наших. Полесская древесина рыхлая. Низкочастотная. Только для басовых годится. Для гитары, к примеру, нужно палисандровое дерево. Использую карпатскую и архангельскую елку, канадский кедр, явор. Удовольствие не из дешевых, но купить древесину можно и у нас. Выбираю долго. Стучу, слушаю звук, кольца годичные смотрю.
— Сколько времени уходит на экземпляр?
— Процесс трудоемкий, занимает до 3 месяцев в зависимости от сложности задачи и богатства декора.
Сейчас Андрей Шкледа трудится над лирой органидзата. Необычный струнно–духовой клавишный инструмент, помесь органа и колесной лиры, был популярен в Средневековье у менестрелей и бродячих музыкантов. Говорит, случайно увидел в интернете, послушал, как звучит, и влюбился в инструмент. Делает для себя. Заказов пока нет. Мастерская дома — в одной из комнат съемной квартиры.
Никита Степанюк.
В столице Полесья Андрей Шкледа — не единственный самородок. Здесь существует целая гильдия мастеров и реставраторов. Одни специализируются на классических гитарах, другие — на балалайках, третьи увлечены вернувшимися в нашу действительность виолами и лютнями. К слову, только в одном
городе страны — Пинске — детей обучают игре на лютне. В минувшем году даже провели первый региональный фестиваль старинных инструментов.
Педагог Юрий Дубновицкий, изготовивший десятки лютен эпохи Ренессанса и барокко, считает, что в столице Полесья может быть создан центр по реставрации и изготовлению инструментов:
— В 2010 году Пинский горисполком выделил помещение под школу мастеров. Но не сложилось. Работаем по домам. Мы благодарны Президенту, что заострил внимание на проблемах оснащенности музыкальных школ и колледжей. Это дает надежду, что наши умения и таланты по реставрации и изготовлению старинных инструментов будут востребованы. Мы — все шесть пинских мастеров — готовы объединиться и работать.
valentinak3@mail.ru
Фото Павла КУНИЦКОГО.
Мастера предлагают создать в Пинске центр по реставрации и изготовлению музыкальных инструментов
Пинский мастер – класс!
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.