Денис Турок.
Лет сто назад огненно‑рыжие буренки были на каждом втором белорусском подворье. Но в погоне за сверхпродуктивностью коллективного молочного производства ставка была сделана на разведение черно‑пестрой породы как более перспективной. Сохранить уникальную генетику аборигенной белорусской породы удалось благодаря господдержке и усилиям Гродненского племпредприятия, импортирующего необходимый генетический материал, и сельскохозяйственного предприятия «Новый Двор‑Агро» Свислочского района.
Красные буренки в хозяйстве содержатся на МТФ «Новый двор» вместе с черно‑пестрым скотом, поэтому заведующая фермой Алла Джабарова со знанием дела сравнивает особенности обеих пород:
— Президент прав, что красная порода хороша. Даже в мелочах, которые касаются ухода. Телята и коровы красной белорусской породы намного дружелюбнее черно‑пестрых. Например, телятам делается болезненная маркировка выщипами на ушах, но даже после этого они не теряют доверия к окружающим их людям.
Поведение взрослых коров удивило. Приметив гостей на ферме, красные буренки теснили друг друга, чтобы занять место рядом с человеком. Их черно‑белые соседки отодвигались подальше при любых попытках подойти.
Важные особенности белорусской породы — отменное здоровье, большая продолжительность жизни, устойчивость ко многим заболеваниям и хорошая приспособляемость к нашим климатическим условиям, типу кормления и содержания. Среди красного скота на ферме «Новый двор» есть долгожительницы, которым по 15 — 16 лет.
Директор УСП «Новый Двор‑Агро» Денис Турок уверяет, что по продуктивности красные коровы не уступают своим конкуренткам:
— На ферме содержится почти 200 голов красного скота и около 200 голов черно‑пестрого. За ними закреплены восемь доярок. В передовиках практически всегда оказываются те, кто ухаживает за красными коровами. В целом по этой ферме получаем с одной коровы более 6,5 тысячи тонн молока в год. Динамика год от года положительная. Поэтому, несомненно, перспектива развития у такого молочного скотоводства есть, но, как говорит Президент, при условии наличия грамотных специалистов и научного подхода к содержанию и кормлению.
Зоотехник‑селекционер хозяйства Галина Сычевник, говоря об особых качествах молока красных коров, оперирует цифрами:
— Сегодня это предмет изучения наших ученых. Они приезжают, производят контрольные дойки. Недавняя показала следующий результат: жирность молока у красных коров составила от 4,09 до 5 с лишним процентов. В среднем по области этот показатель — 3,6 — 3,7 процента. Содержание белка — 3,86 — 4,48 процента, хотя в молоке черно‑пестрой породы его обычно содержится до 3,2 процента. Для осеменения мы берем импортный генетический материал. Если лет 30 назад наши коровки были чисто красными, то сейчас встречаются с белыми отметинами. Но при необходимости мы готовы выращивать и отбирать своих чистопородных бычков равномерного окраса с целью забора и использования их материала для воспроизводства стада. Кстати, для красного белорусского скота характерно частое рождение двойни, чего у черно‑пестрых коров мы практически не наблюдаем.
Через месяц «Новый Двор‑Агро» собирается ввести в эксплуатацию новый молочно‑товарный комплекс. Он строится в рамках масштабного процесса по модернизации животноводческих объектов, о котором также шла речь на совещании в Солигорске. С началом его работы будет связан очередной виток в развитии «красного» скотоводства в хозяйстве. Черно‑пестрых буренок с фермы переведут туда, а освободившиеся места позволят удвоить поголовье рыжих аборигенок.У руководителя сельхозпредприятия есть и планы по созданию собственного мелкотоварного перерабатывающего производства. К сожалению, сейчас молоко коров красной белорусской породы отгружается на завод в общей массе получаемого хозяйством продукта. А ведь из жирного и богатого микроэлементами молока могут получаться удивительно вкусные эксклюзивные сыры и масло. Да и само оно в чистом виде могло бы стать уникальным брендовым товаром. Денис Турок не исключает, что с ростом популярности исконной породы появятся частники, желающие заняться такой деятельностью:
— Хотелось бы их опередить. Однако для этого нужна поддержка со стороны государства.
КОМПЕТЕНТНО
Людмила Танана, доктор сельскохозяйственных наук, профессор:
— Красный скот завозился на территорию нашей страны в конце ХIХ века. В основном его генетика формировалась за счет ангельнской и красной датской пород. Красный белорусский скот всегда входил в сферу моих научных интересов, но пока для фундаментального исследования не хватает поголовья. Для нашей страны оно должно составлять как минимум две тысячи голов — только в этом случае можно говорить об отдельной породе.
Ряд наших ученых доказали прямую зависимость между генотипом красного белорусского скота и высоким содержанием жира и белка в их молоке. Я считаю, что это очень перспективный для выращивания в промышленных масштабах скот. В настоящее время Институт генетики и цитологии НАН Беларуси заключил договор с российским Федеральным исследовательским центром животноводства по ДНК‑типированию красного скота: датского в сельхозпредприятии «Устье» Оршанского района и белорусского в «Новом Дворе‑Агро» Свислочского района. Результаты и какие‑то конкретные выводы можно будет сделать примерно через год.
charovskaya@sb.by