22 марта в Беларуси очередная траурная годовщина — 78 лет уничтожения Хатыни. Весь мир сегодня знает, что логойскую деревню сожгли вместе с жителями нацистские изверги…
МИД Беларуси предложил польскому консулу покинуть страну в связи с грубым нарушением Венской конвенции…
Сельчанка Людмила Чернухо из докшицкой деревни Милькунь по крупицам собирала фамилии погибших в войну земляков и вместе с Докшицким райисполкомом инициировала создание мемориального комплекса, который планируют открыть к 9 Мая...
Какая связь между этими событиями? Самая прямая! Все это звенья одной цепи: нацизм никогда и ни при каких обстоятельствах не может даже травинкой прорасти на многострадальной белорусской земле, но вокруг наших рубежей он активно поднимает голову и даже пробует эти самые границы перейти. Мы хорошо знаем, что в прибалтийских странах преуспели в реабилитации нацистских преступников, там по улицам маршируют бывшие эсэсовцы и их приспешники, которые, кстати, отличились в годы Великой Отечественной кровавыми расправами и у нас в Беларуси. И Польша с усердием, достойным лучшего и более добрососедского применения, продолжает возносить на пьедестал последователей гитлеровского палача и карателя Оскара Дирлевангера.
Вокруг польской Гайновки и других приграничных соседних сел, где проживают в том числе и этнические белорусы, уже давно вьются польские оголтелые правые, готовые искажать историю в угоду своей националистической идеологии. Да, им противостоят определенные силы соседней страны, но они, похоже, там в одиночестве, потому что на официальном уровне как раз таки поддерживают их оппонентов. Говоря иным, может быть, не совсем дипломатичным языком, восславляются мракобесие и фашизм в самом бесчеловечном их исполнении. Такими, какими они проявили себя в Хатыни и еще сотнях и тысячах белорусских сел, расстрелянных и сожженных вместе с жителями в период оккупации гитлеровцами, а также их пособниками-полицаями.
Как известно, в 1946 году на Белосточчине лютовал отряд Бурого, который устроил массовый геноцид проживающих там белорусов. Под пули, топоры и факелы этих карателей попали десятки ни в чем неповинных сельчан — женщин, стариков и детей. За что зверски уничтожали этих людей, целые поселения так называемые «польские жовнеры»? Даже после того, как мир победил фашизм в мае 1945-го, недоноски Бурого творили свои черные дела.
Против кого были они направлены? Против православных, коммунистов, красных? Судя по лозунгам этих черносотенцев — да, но по сути — против всего человечества! Чего хотели фашисты Бурого? Якобы скорейшего отселения белорусов домой — с Белосточчины за Буг. Но разве не Гайновка и другие православные деревни и были их исторической родиной до известного перераспределения территорий между БССР и ПНР! Нет, вооруженные до зубов паны решили выжечь даже дух абсолютно мирных сельчан-иноверцев каленым железом. И после всего этого у кого-то из современных польских политиков поднимается рука голосовать за героизацию этих подонков, к тому же еще принимать государственное решение и учреждать национальный день памяти…
Разумеется, мы в Беларуси не можем равнодушно взирать на все это. Даже не то что взирать, мы решительно будем отстаивать интересы человечества вообще и проживающих по ту сторону границы белорусов, а также память об их безвинно погибших предках всеми доступными нашей стране способами. Что, собственно, и делается!
И на этом фоне кажется по меньшей мере кощунственным тот факт, что в Бресте некое культурно-образовательное учреждение «Брестский форум польских локальных инициатив» этот самый «день памяти» по головорезам Бурого и его самого поддержало. Вместе с польским дипломатом, консулом в Бресте! По многочисленным комментариям белорусских экспертов и политиков, это недопустимо, возмутительно и недостойно вообще статуса дипломата. Хуже того, нашим белорусским детям (неважно, чьи они дети — белорусов, поляков, русских, евреев) кто-то осмелился преподать урок фашизма! Иначе как назвать мероприятие в указанном «культурном» учреждении, окопавшемся в городе-герое Бресте. Интересно все-таки, кто позволил вырыть на этой святой, политой кровью солдат всех национальностей земле воинствующий окоп соратника карателя Хатыни?
Я точно знаю: продолжающаяся нацистская пляска на костях белорусско-польских деревень, неслучайное дипломатическое иезуитство страны-соседки и не только ее, беспрецедентное давление на Беларусь извне и многое другое, переплетенное с упорным навязыванием нам чужих ценностей и символов, — звенья тщательно выкованной одной цепи. Недооценивать подобную угрозу, в том числе со стороны фашиствующих политиков и целых держав, я бы не стал. Она, увы, реальна. Тем ценнее и уместнее своевременное разоблачение, со всех сторон и по всем, если уж на это пошло, фронтам.
Скоро годовщина сожжения фашистами Хатыни. Мы всё помним. И никогда не забудем, никому не простим. За прошлое и настоящее. Пепел логойской деревни и всех ее сестер, включая пепел приграничных польских сел, по-прежнему стучит в наши сердца…
mikhovich@sb.by