Борисовская инфекционная больница первой в Минской области начала принимать COVID-положительных пациентов. С марта в детское инфекционное отделение стали поступать взрослые. Корреспондент «Р» приехала в Борисов, чтобы на месте познакомиться с участниками сопротивления коварному вирусу.
35-летняя Наталья Вашкевич всегда лечила детей, у самой детки 5 и 9 лет. А теперь, переквалифицировавшись, стала на время инфекционистом:
— Рабочую пятидневку провожу в Борисовской инфекционной больнице, а вечерами и в выходные нахожусь с родными дома. Да, скучаю по основному профилю — педиатрии, но ситуация такова, что нужно помогать тем, кто сейчас остро нуждается в помощи.
По наблюдениям врача, в марте было больше пациентов, которые общались с больными коронавирусной инфекцией, так называемых контактов первого уровня. У них были преимущественно отрицательные результаты анализов. В апреле в палаты инфекционного отделения стали прибывать пациенты и с положительными результатами тестов. Наталья Валерьевна не сразу к этому привыкла:
— Ранее мы с подобной вирусной инфекцией не сталкивались. Да и экипировка весьма сложная, требует адаптации. В итоге мы наловчились переодеваться в костюмы и находиться в них целую смену. Уже и не верится, что можно работать в иной форме, без респираторов. Всегда стараюсь быть начеку, когда пациенты поступают с пневмонией. Сами регулярно сдаем тесты на коронавирус, а с коллегами общаемся лишь по телефону, все время находимся только на своем посту.
Комбинезон, в котором ходит на обходы пациентов Наталья Вашкевич, многоразовый. Он обрабатывается и кварцуется. Все остальные средства индивидуальной защиты одноразовые, после каждой смены утилизируются.
Спрашиваю у Натальи, как она соблюдает социальную дистанцию вне работы, когда возвращается в конце дня к детям и мужу.
— Не пользуюсь общественным транспортом, а передвигаюсь только на личном автомобиле, доставку продуктов заказываю онлайн. Дети мои сейчас дома на самоизоляции, муж в отпуске.
Старшая медсестра реанимационного отделения Борисовской инфекционной больницы: «Здесь вирусная нагрузка высокая».
Больные отделения, где работает врач, находятся в специальных боксах, получают еду и передачи родственников через окошко и в коридор не выходят. Санузел есть в каждой палате. Пациентам разрешается пользоваться телефонами и ноутбуками.
Наталья Валерьевна отмечает, что нахождение в четырех стенах никому не нравится, особенно молодым и детям. Но больничный режим нарушать нельзя.
— Помню иногороднего мальчишку 10-летнего с положительным результатом теста на COVID-19. Он протемпературил пару дней, недомогание переносил довольно легко, быстро пошел на поправку, а вот его родители приболели. Мальчик ждал с нетерпением кого-нибудь из родственников, рвался домой. Как педиатр и мама, я его прекрасно понимаю. Непоседе было трудно: родителей и друзей нет, замкнутое пространство… Когда его забирала бабушка в деревню, радости не было предела.
По словам врача, лечение пневмонии в среднем занимает две недели, но у каждого болезнь протекает индивидуально. Если снимки на КТ с положительной динамикой, то врачи могут отпустить пациентов на амбулаторное долечивание. Историй успешного выздоровления немало.
— К нам поступила 83-летняя бабушка. Худенькая, расстроенная, лежала, ничего не ела. А когда я ей сказала в конце лечения, что контрольный снимок легких у нее хороший, тут же вскочила с кровати и стала пританцовывать по палате, несмотря на возраст. Всем окружающим тогда здорово подняла настроение.
Наталья Валерьевна благодарит выздоровевших за положительные отзывы:
— Хоть и говорят, что возвращаться в больницу после выздоровления — плохая примета, но некоторые приходят… с цветами. Для того чтобы поблагодарить докторов.
Делаем все возможное
Татьяна Чалей — старшая медсестра отделения анестезиологии и реанимации на 7 коек Борисовской инфекционной больницы. Говорит, что их корпус был готов к пандемии коронавируса, потому что именно здесь ежегодно проходили учения по особо опасным инфекциям. Отделение прекрасно оснащено: современное оборудование, в достатке средства индивидуальной защиты. В лечении больных все просчитано до секунд. Кто-то из пациентов находится в реанимации неделю, а кто-то и месяц из-за сопутствующих патологий.
Татьяна Николаевна рассказывает:
— В нашем отделении работает 11 медработников. 3 марта мы уже начали принимать первых пациентов. Скажу, что в профессиональном плане нам было проще всего, потому что здесь полноценное оснащение инфекционного стационара и инфекционной реанимации.
В борьбе с вирусной инфекцией все медики сплотились, никто не уволился. А работать здесь непросто, потому что присутствует не только высокая вирусная нагрузка (медработники облачаются в противочумные костюмы первого типа), но и сильные эмоциональные перегрузки.
— Пациенты отделения тяжелые: кто-то находится на ИВЛ, кто-то подключен к специальным носовым кислородным катетерам, — отмечает медсестра. — Зато когда видишь итог работы, переводишь больного дальше на долечивание, и на душе становится легче. Бесспорно, приятно слышать и слова благодарности в адрес медиков. Были семейные пары, лечившиеся в отделении. При выписке они нас узнавали по глазам, по голосу, благодарили за оказанную помощь и внимание. Хочу также сказать спасибо и отзывчивым волонтерам, которые угощают сладостями, приносят гигиенические средства. Приятно до слез, когда школьники передают маски, сшитые вручную, с запиской: «Наш 5-й класс пошил десять масок». Добровольцы делают запасы средств гигиены, ведь бывает так, что людей забирают в инфекционную больницу прямо из поликлиники без необходимых личных вещей.
Спрашиваю у Татьяны Николаевны:
— Как родные относятся к вашей работе с пациентами с инфекцией?
— Я уже специалист с 30-летним стажем. В семье прекрасно знают специфику моей работы. Так как мои дети и пожилые родители проживают отдельно, могу после смены ехать домой. На самоизоляцию в нашей больнице пошли те коллеги, кто жил или ежедневно пересекался с пожилыми родителями.
У нас особенное отделение, в котором случаются и смерти пациентов. Медики делают все возможное, чтобы поставить человека на ноги, но они не волшебники. Всегда искренне сопереживаем близким тех, кого не удалось спасти…
shimuk@sb.by
Фото из архива Татьяны ЧАЛЕЙ