Правда, не всегда это получается, история знает множество примеров, когда непримиримые позиции партий и политиков приводили к кризисам и гражданским конфликтам, парализуя государственную власть и обрушивая экономику. Нечто подобное было и в белорусской истории на самой заре независимости, когда Верховый Совет был фактически парализован чрезмерно активными действиями националистической оппозиции и растерянным бездействием тех, кто должен был осуществлять властные полномочия. Тогда Парламент из работающего механизма и опоры государственности превратился в бесполезный балаган и рассадник радикализма. И только с появлением института Президента государственный корабль наконец обрел долгожданный курс и уверенное управление.
С того момента белорусский парламентаризм стал развиваться по-особому, как того требовал текущий момент и насущные задачи, сформулированные Президентом, опиравшимся на результаты всенародных референдумов. Своеобразие белорусского Парламента заключалось в его технократичности, отсутствии привычных для многих наших соседей скандалов и публичных склок. Спокойная профессиональная работа над необходимым молодой суверенной республике корпусом законов без лишнего шума и экзальтации.
Но первый этап становления суверенного государства мы успешно прошли, в стране сложилась устойчивая политическая система, общество, как уже было сказано, развивается и, развиваясь, усложняется, появляются различные социальные группы со своими интересами и запросами, реализацию которых они совершенно справедливо хотели бы видеть в законах и государственной политике.
Очевидно, что это можно и нужно делать в Парламенте, выбирая тех депутатов и общественные силы, которые эти интересы и запросы берутся озвучивать и защищать. Выборы в наш Парламент персонализированы, то есть мы выбираем в депутаты конкретного человека, а не огульным партийным списком. В этом есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, это позволяет выбирать в основном представителей профессиональных сообществ, специалистов, тех самых технократов, но с другой — все же недостаточно стимулирует развитие партийной жизни, а партии обычно представляют интересы больших социальных групп или занимают определенные идеологические ниши.
В Беларуси запрос на появление таких ниш и их выразителей, безусловно, есть. Постепенно оформляется средний класс, представленный предпринимателями и работниками IT-сектора. Идеологически они могут тяготеть к либеральным или правоцентристским партиям и политикам. Белорусское государство всегда декларировало свой социальный характер, и этим оно выгодно отличается от окружающих стран, но для того, чтобы уравновесить запросы богатых и сверхбогатых, необходима мощная сила, стоящая на страже социальных достижений и опирающаяся на поддержку тех, кто не может похвалиться баснословными доходами или связями в высших сферах. Сильная активная партия левого толка для белорусского политического ландшафта была бы абсолютно органична. У значительной части белорусов сильны консервативные установки и ориентация на традиционные семейные ценности. Пусть это и не подавляющее большинство, но верующих православного, католического, протестантского вероисповедания или приверженцев ислама, придерживающихся этих ценностей и желающих отстаивать свои взгляды, немало, и они тоже взыскуют политического представительства и учета своего мнения.
Именно Парламент — самое подходящее место для того, чтобы там произошел отбор тех, кто принесет свежую струю в наш политический ландшафт и придаст ему больше устойчивости и материала для эволюции.
Парламент, который мы изберем в ноябре, в любом случае будет необычным. Во-первых, ему предстоит принять много судьбоносных законов, важных для следующего этапа независимости. Во-вторых, от его активности, деятельности избранных депутатов будет зависеть то, как мы адаптируемся к мировым тенденциям, смогут ли там найти свою реализацию и трибуну политики нового поколения, идущие в ногу со временем и ориентирующиеся на интересы уже оформившихся социальных групп. В-третьих, будущий Парламент должен сыграть важнейшую роль в обеспечении преемственности власти и государственного курса.
И поэтому, несмотря на кажущееся рутинным и даже скучным начало выборного процесса, его результаты будут иметь значение, важное не только для политологов и юристов. По сути, мы выбираем то направление, которым дальше будет развиваться наша страна, и чем больше там будет принципиальных депутатов, отстаивающих свои взгляды, тем лучше.
Алексей Дзермант, политический аналитик.