— По сути, это уникальный выставочный проект, в Беларуси подобного еще не реализовывали, — рассказал старший научный сотрудник музея‑мастерской Заира Азгура Дмитрий Михеев. — В нем нет изобразительной составляющей, будет только звук. Саунд‑артист Евгений Рогозин сделал необычное художественное высказывание к годовщине чернобыльской катастрофы — он показывает свое звуковое отношение к происшедшему 26 апреля 1986 года. Выставка достаточно технологичная, она затронет скульптурный зал, мемориальный, помещение форматорской и коридор 2‑го этажа.
Автор необычного проекта Евгений Рогозин — известный белорусский саунд‑дизайнер, музыкант, отдающий предпочтение электронной и шумовой музыке, звукорежиссер анимационных фильмов киностудии «Беларусьфильм» и студии анимации «Пилот». В качестве дизайнера звукового пространства (а этот прием сейчас охотно используется музеями для усиления впечатлений от экспозиций) ему доводилось сотрудничать с музеем истории Великой Отечественной войны, усадьбой Максима Богдановича в Гродно, российским музеем Николая Карамзина в Перми, краеведческим музеем Подляшья в Белостокском воеводстве в Польше и многими другими.
Музей‑мастерская Заира Азгура поделен на четыре зоны, в каждой размещены тематические звуковые инсталляции: где‑то можно услышать звук в наушниках, где‑то идет постоянная трансляция, в других местах стоят датчики движения, реагирующие на появление человека. Звуки разнятся: музыкальные отрывки сменяются полевыми записями Евгения Рогозина, сделанными в зоне отчуждения, записи интервью со свидетелями и очевидцами событий — заводским лязгом или аудиовпечатлениями художника.
— Это все‑таки инсталляции, — комментирует Дмитрий Михеев. — То есть семплы, набор звуковых фрагментов, смонтированных так, как того требует художественное высказывание. Вероятно, звук — наиболее адекватное средство для осмысления принципиально неощутимого постчернобыльского опыта.
ovsepyan@sb.by