Когда Александр Лукашенко в 1994 году победил националистов на президентских выборах, они дружно подались в оппозицию. К этому моменту они уже успели ощутить вкус власти и были крайне недовольны тем, что она ускользнула из их рук. А белорусы в 1994-м сделали свой выбор и отдали голоса за человека, умеющего работать и любящего Беларусь. И оказались правы.
А оппозиция так и осталась недовольной. Все 29 лет. Хотя до 2020 года она существовала в Беларуси вполне комфортно, да и настоящих репрессий никогда не знала. Порулить больше не давали, это да. Но в остальном жизнь оппов в Беларуси была больше похожа на затянувшееся представление, где у каждого своя привычная роль. Оппозиция десятки лет изображала из себя «реальную политическую силу», государство посмеивалось и снисходительно грозило пальцем, изредка легонько шлепая, если заигрывались. И только в 2020-м, когда оппозиция обнаглела вкрай, она получила по полной. Потому что терпеть это дальше становилось опасно.
Теперь змагары каждый год празднуют годовщину собственного провала. В этом году к 9 августа провели марафон солидарности с политзэками и конференцию и даже попытались отчитаться о проделанной работе. Перед кем? Говорили, что перед белорусским народом, но получилось только перед десятком соратников. Назвали они свое «мероприятие» первыми публичными слушаниями представителей объединенного переходного кабинета в координационной раде.
Но даже в интернете к онлайн-трансляции происходящего интереса не было практически ни у кого. Пару сотен человек, зашедших на это посмотреть, из, как заявляют сами змагары, 1,5 миллиона уехавших – это очень «громкий» успех! Так в этой же паре сотен еще и силовики, которые наблюдают за процессом по долгу службы. В итоге – «своих» если человек 50 набежало, то это хорошо.
Да и комментировали происходящее по ходу трансляции всего человек 5–10. Причем было ощущение, что это те же, кто «заседал» в эфире. Они особо и не прятались – торчали в телефонах открыто.
Змагары надеялись, что «мероприятие» будет выглядеть весомо и значимо. А получилось, как обычно, жалко, убого и тоскливо. Ведь даже за треском громких фраз не спрячешь абсолютную пустоту происходящего. Вот серьезно, лучше бы в очередной раз не позорились.
«Работа», которой нет
Первой страдала отчетом бледная Алина Ковшик, отвечающая за … «нацыянальнае адраджэнне». Чего они там собираются «адраджаць» в Польше, Литве и Украине? Да ничего не собираются. Просто вышибают деньги под разную ерунду, типа очередной никому не нужной выставки или издания книги, которую никто и читать не будет.
За Алиной вышел отчитываться недополковник Валера, представитель по защите и национальной безопасности.
Рассказал Валера собравшимся, что уже год строит военно-политическую организацию с привлечением таких же предателей, как он сам, только затаившихся в Беларуси. Основной упор в организации делается на действующих белорусских силовиков. Ведь когда Валера с товарищами придет к власти, белорусские силовики тут же встанут на сторону Валеры.
Где-то мы уже такое слышали? Ах да, в суде над заговорщиками Зенковичем, Федутой и Костусевым. Те тоже бредили белорусскими силовиками, которые их безоговорочно поддерживают. И вроде же наши силовики вполне недвусмысленно показали, на чьей они стороне в 2020 году. Но, как видим, не до всех дошло. И если троице заговорщиков уже объяснили, как фатально они ошибались, то до Валеры из «департамента национальной безопасности» руки еще не дошли. Но это ведь вопрос времени и доступности самого Валеры для разъяснений.
А еще недополковник, оказывается, формирует отдельную десантно-штурмовую роту (военный спецназ). Как обычно, в составе украинской армии, где же еще ему что-то формировать. Роту пока никто не видел, но тут как с сусликом – она точно есть, Валера сказал.
– Так есть же «белорусские полки», зачем рота? – поинтересовались у лишенца присутствующие. И недополковник ляпнул: надо понимать, кто за кем стоит. Если перевести со змагарского – понимать надо, кто кого доит. Доить «банды Калиновского» или «полк Пагоня» Валере не дали, вот он и организовал свое. Борьба с «рыжымам» – это хорошо, но деньги на ком-то зарабатывать надо.
Заявил недополковник и о создании в составе ВСУ группы IT-специалистов численностью до 1000 человек. Правда, роль «департамента» в создании IT-подразделения исключительно организационная – их человек собрал людей, организовал работу, обучил всем премудростям и обеспечил процесс таким образом, что он «дает очень серьезные результаты». Какие? Нельзя об этом, секрет же. Напоминаю, речь идет о 1000 человек, которых нашел, собрал и обучил один человек. Кто этот гений, Валера не сказал, из соображений безопасности, конечно.
Работают, короче, змагары рук не покладая. А то, что результатов никто не видит, так это потому, что денег нет. Как всегда, дайте «грошаў», а то мы и дальше не будем ничего делать, ныли оба выступающих. Так с этого и надо было начинать, а то по два часа говорили без толку.
Позор белорусской оппозиции в прямом эфире
Оставшиеся три дня змагарского отчета не ознаменовались ничем примечательным.
О своем нудела организаторка марафона солидарности Горбунова. Все ее, конечно, сильно хвалили за небывалую сумму сбора в 574 тысячи евро. И никто, конечно, так и не упомянул, что Франя с Андрейкой Стрижаком сильно «помогли» увеличению сумм, гоняя деньги со счета на счет. Именно поэтому в кабинетах и офисах до сих пор и терпят вороватого Андрейку, что с его помощью можно устраивать вот такие фиктивные переводы. А они бывают очень нужны змагарам для отчетов перед донорами. Вот и для марафона пригодились.
За ней выступал представитель по иностранным делам Валера Ковалевский. Тот, который то ли был когда-то дипломатом, то ли нет. После выступления представителя стало понятно, что он может только хвалить недопрезидентку, и в этом суть всей его работы. Ну хоть не ныл, что денег нет, наоборот, доноров хвалил.
Появился на сходке и любитель горячительного Пашка-театрал. Читал очередной отчет, лил воду, благодарил всех, демагогию разводил, но конкретики, как всегда, никакой. Хотя нет, предлагал провести выборы в парламент. Зачем? Это обязательно поможет. Непонятно чем, но Пашке можно верить. Бредил об украденных Беларусью украинских детях. Ну и денег же клянчил – ему тоже не хватает. Все как у всех.
И «на закуску» выступал представитель по обеспечению правопорядка, начальник скандального Bypol (признан экстремистским формированием), вечно полуобморочный бывший подполковник Саша Азаров. Много говорил про «плян Перамога» (тоже признан экстремистским формированием). Но почему-то промолчал о том, что буквально за несколько дней до «мероприятия» данные практически всех, прошедших верификацию в соцсетях «пляна», были слиты в ГУБОПиК. Да и зачем о таком говорить, это же все вранье официальной пропаганды. А как же те, которых сажают? – так и это неправда.
У Саши тоже денег нет, поэтому работает представитель в гордом одиночестве. Но это он в переходном кабинете один. А вот в Bypol, у которого с февраля нет денег из-за разразившегося скандала, Саша взял троих сотрудников. Говорит, что все работают за спасибо. А Саша пока изыскивает финансирование где только может. Про доноров заикался, которые должны давать деньги, и про сборы с белорусов. Но что-то подсказывает, что собрать деньги с белорусов у Саши вряд ли получится.
Ну и закрывала «мероприятие», конечно, недопрезидентка Сьвета. Вот тут вообще без неожиданностей – дайте денег, всем спасибо, мы скоро победим, я делаю для этого все возможное … И на пару заданных вопросов, как водится, ответить не смогла – просила разъяснить, что спрашивают, потому что ей непонятно.
Для чего собирались? Зачем этот пустой треп? За 4 дня никто так и не ответил.
А тем временем комментаторы в онлайн-чате дали исчерпывающую характеристику всему происходившему: «сидит 10 идиотов, которых никто не знает, но они пыжатся, раздувают щеки и представляют себя значимыми людьми» и «конец белорусской оппозиции в прямом эфире». Добавить к этому действительно нечего.