Республиканские контрольные работы — значимое направление в области оценки качества, уверена ректор Академии образования Ирина Старовойтова. Она поделилась опытом проведения такого рода исследования с коллегами из СНГ на II Международной научно-методической конференции, посвященной теме обеспечения качества образования.
Иллюстративное фото
— Основной целью данных исследований является выявление образовательных достижений учащихся по определенным учебным предметам, — объяснила спикер. — Диагностические материалы разрабатываются специалистами Академии образования с учетом подходов, принятых в международных исследованиях по оценке образовательных результатов учащихся. Работы включают разноуровневые задания, соответствующие требованиям учебных программ по учебным предметам.
Начиная с 2017/2018 учебного года были организованы РКР по таким учебным предметам, как «История Беларуси», «Математика», «Русский язык», «Белорусский язык», «Химия», «География», «Биология», «Физика», рассказала Ирина Старовойтова:
— Важной характеристикой РКР является их проведение на репрезентативной республиканской выборке. По каждому направлению в исследовании, как правило, принимают участие около 5000 учащихся; исключение составляет исследование по учебному предмету «История Беларуси»: оно организуется на сплошной выборке.
Республиканские контрольные работы проходят по определенной процедуре. Все серьезно: предусматривается присутствие внешнего наблюдателя во время выполнения учащимися контрольной работы. Задания выполняются на специальных бланках, работы шифруются, организуется сканирование и размещение бланков ответов в облачном хранилище, а проверка бланков ответов выполняется районными и областными предметными комиссиями.
Дополнительно учащиеся и педагоги заполняют анкету. Она поможет экспертам разобраться, какие факторы оказывают влияние на школьников во время обучения. Изучается каждый аспект — от уровня учебной мотивации до образования родителей учащихся. Естественно, не остаются без внимание следующие моменты: посещение факультативных занятий, участие родителей в образовательном процессе, пропуски учащимися учебных занятий, время, уделяемое для подготовки домашних заданий, использование учащимися при подготовке к учебным занятиям дополнительной литературы и интернет-источников, квалификационная категория и педагогический стаж педагогов.