Предприятие «Медпласт» с помощью Белорусского инновационного фонда своевременно решило задачу по импортозамещению — производству вакутайнеров для забора венозной крови, которые ранее на территории Беларусь не производились.
Двойной эффект
— Денис Леонидович, как в нашей стране обеспечиваются благоприятные условия для инновационного развития?— Определением направлений и созданием условий для инновационного развития в масштабах страны занимаются Министерство экономики и Государственный комитет по науке и технологиям, подведомственной организацией которого является Белинфонд. Ежегодно ими разрабатываются нормативные акты и реализуются мероприятия, направленные как на развитие стартап-движения (то есть на разных стадиях готовности проектов наших молодых ученых, молодежи), так и на поддержку инновационной активности на действующих предприятиях. В рамках этой деятельности Белинфонду делегировано финансирование на возвратной основе инновационных проектов, венчурное финансирование и грантовая поддержка инноваций.
Стоит отметить, что в последние годы в сфере инноваций в нашей стране растет количество участников. Ежегодно вводятся в эксплуатацию объекты, увеличивающие производственные мощности технопарков. Это обеспечивает развитие технопарков как площадок для организации инновационных и высокотехнологичных производств, имеющих необходимые для этого ресурсы, а также создание условий для организации на их базе бизнес-инкубирования микро- и малых организаций, осуществляющих инновационную деятельность. Недавно открыл свои двери для стартапов инновационный центр в индустриальном парке «Великий камень». Для развития стартапов на территории центра размещены лаборатории и экспериментальные производственные центры, испытательные центры, центр промежуточных исследований мелкосерийного производства, бизнес-инкубатор, центры обучения, офисные помещения для работы стартапов, торгово-выставочные и демонстрационные залы.
Также активное участие в развитии сферы инноваций принимают и банки. Например, на базе центров банковских услуг Белагропромбанка созданы центры притяжения Igrow — бизнес-пространства, специальные помещения, в которых можно работать, что особенно актуально для предпринимателей, не имеющих собственных офисов, а также проводить встречи и различные мероприятия.
Денис Коржицкий.
Помимо этого, происходит эволюция не только в развитии материальной базы инновационной инфраструктуры, но и в оказании услуг специалистами (бизнес-трекерами), которые отлично разбираются в бизнес-процессах и могут определить, какие у компании есть сильные и слабые стороны, что нужно улучшить или исправить. Бизнес-трекер может работать как с начинающими компаниями, чтобы помочь им выстроить правильно всю систему с нуля, так и с давно существующими, исправляя ошибки и увеличивая прибыль. Для этих целей создаются объединения трекеров — консультантов по развитию, акселерационные лаборатории, центры прототипирования, реализуются обучающие программы для стартапов. В Минэкономики ежегодно проводится более 300 стартап-мероприятий. В эту деятельность вовлечены все райисполкомы, Белинфонд, банки, вузы. Заключаются партнерские соглашения, чтобы как можно больше охватить сеть тех центров притяжения, к которым обращаются разработчики за всесторонней поддержкой, консультациями, финансированием.
— Слышала, что Белинфонд подготовил предложения о внесении изменений в законодательство. В чем они заключаются?
— Финансирование инновационных проектов ради получения разработок, которые имеют узкое применение в рамках конкретной организации, — это важный, но не единственный путь развития инновационной сферы. Как показывает практика, на инновациях можно и нужно зарабатывать. Белинфонд за время своей 20-летней деятельности накопил определенный опыт в этом направлении и выступил с инициативой о внесении изменений в нормативные акты по совершенствованию инструментария и условий финансирования инноваций. Одним из основных нововведений является имплементация инструментов венчурного финансирования в белорусское законодательство. Охват этим финансированием всех этапов инновационного цикла, начиная с разработок НИОК(Т)Р (научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ), до выпуска серийной продукции, увеличение сроков реализации проектов, направленных на создание высокотехнологичных разработок, с семи до девяти лет и многое другое.
Для чего это делается? Есть ряд примеров (в том числе и проекты фонда), которые показывают, что инновационные разработки позволяют приносить доходность, в разы превышающую даже ставку банковского процента. Чтобы поучаствовать как в развитии самого продукта, так и в прибылях, в мире уже выработан механизм входа в капитал таких проектов, способных приносить сверхдоходы. И в этом случае государство получает двойной эффект: как непосредственно от развития отдельных организаций, так и возврат средств, затраченных на инвестирование в эти разработки.
Задачи обозначены
— Два года назад по количеству стартап-проектов на душу населения Беларусь отставала от своих соседей. Какова ситуация сейчас?— В глобальном индексе инноваций по итогам 2021 года Беларусь находится на 62-м месте из 132 стран. Несмотря на то что по сравнению с 2020 годом мы поднялись на две позиции вверх, тем не менее все еще отстаем от наших соседей по этому показателю. Одной из причин такого отставания, на мой взгляд, является недостаточная развитость комплексной поддержки стартапов ранней стадии, которая связана не только с грантами и финансированием, но и с предоставлением необходимой экспертной помощи по развитию инновационных продуктов, развитию своего бизнеса, по выходу на новые рынки.
Также необходимо поэтапное увеличение удельной величины бюджетных расходов на научную, научно-техническую и инновационную деятельность в ВВП. Это будет способствовать не только решению актуальной на сегодня задачи импортозамещения, но и откроет возможности по выходу инновационных продуктов на новые рынки сбыта стран MENA, BRICS. Ведь зачастую инновационные разработки требуют значительных инвестиций, и для того чтобы их окупить, одного рынка Беларуси недостаточно.
При содействии Белинфонда на Толочинском консервном заводе организовано производство картофеля фри, который ранее импортировался.
Кроме того, считаю, что необходимо уделять внимание не только поддержке разработчиков инновационных продуктов и технологий, но и участию в процессе разработки и внедрения конечных потребителей этих продуктов и технологий. А это предприятия реального сектора. Во всем мире это называется корпоративными инновациями. В этом году мы приглашаем всех заинтересованных во внедрении инноваций на своих производствах для объявления дополнительных номинаций на нашем ежегодном Республиканском конкурсе инновационных проектов. Для участия в этом конкурсе от организаций реального сектора не требуется дополнительных расходов. Нужно только поставить перед разработчиками конкретную производственную задачу, которую необходимо решить. Со своей стороны мы постараемся создать условия для взаимовыгодного сотрудничества предприятий и стартапов, которые занимаются похожими разработками. Кстати, ежегодно мы взаимодействуем с более чем 100 стартапами в рамках республиканского конкурса инновационных проектов. И один из самых часто задаваемых вопросов со стороны разработчиков — в каких инновационных разработках есть реальная заинтересованность со стороны наших промышленных предприятий, банков, телекоммуникационных компаний. Кстати, предприятия именно этих сфер деятельности, как правило, наиболее активны в плане поиска и внедрения новых идей.
— Кто может претендовать на финансовую поддержку инновационных проектов?
— Белинфонд стремится к реализации так называемого принципа инвестиционного лифта, то есть заметить разработку на стадии идеи и финансировать ее на всех этапах реализации. Наш Республиканский конкурс инновационных проектов предназначен для разработчиков, проекты которых находятся на уровне идеи или на уровне создания прототипа. Каждый проект проходит государственную научно-техническую экспертизу. В роли экспертов выступают высокопрофессиональные специалисты различных направлений научно-технической деятельности. В совете конкурса принимают участие более 30 организаций, в том числе госорганы, организации реального сектора, представители ведущих банков страны и сферы бизнеса. То есть мы стараемся, чтобы совет конкурса был разнообразным по составу и ни один проект не остался незамеченным.
Кроме дипломов и денежных вознаграждений, наши победители, номинанты получают и другие полезные бонусы в виде финансовой, консультативной помощи со стороны заинтересованных в проведении конкурса. Например, Национальная академия наук предоставляет для разработок проектов свою производственную базу. Технопарки многих разработчиков приглашают в качестве резидентов. Есть организации, в том числе и частные, которые от своего имени награждают понравившиеся проекты сертификатами на коммерциализацию разработок, приглашают поучаствовать вместе с ними в международных выставках, помогают дельными советами по разработке и продвижению продукта, поиску инвесторов.
Рекордный план
— Из каких источников происходит финансирование?— Что касается целевых займов, то это средства республиканского централизованного инновационного фонда, а также средства бюджета на научную, научно-техническую и инновационную деятельность. Вместе с партнером — Российской венчурной компанией — мы создали Российско-Белорусский фонд венчурных инвестиций. Он формируется из средств его учредителей. Это основные наши источники финансирования.
Добавлю, что финансирование проекта осуществляется не только из бюджетных средств. Для этого привлекаются средства и из других источников — внебюджетные. То есть для реализации проекта предприятия вкладывают также собственные средства, берут кредиты банков. И это является стимулом для привлечения средств в инновационную деятельность. Если в 2020 году у нас было где-то 30 процентов привлеченных средств, а 70 процентов — бюджетное финансирование, то уже в прошлом году — пополам.
На данный момент Белинфондом на возвратной основе профинансировано более 130 проектов. В 2021 году — 11 проектов на общую сумму 52 млн рублей, из которых финансирование Белинфондом составило 26 млн рублей.
— А в этом году?
— Планируем профинансировать 15 проектов на сумму 46 млн рублей. К слову, план, который у нас получилось сформировать на 2022 год, — рекордный. Надеемся, что он совпадет с возможностями бюджета. Бюджетные средства достаются сейчас с трудом, поэтому требования к нашим проектам повышаются, чтобы вложенные деньги использовались для реализации самых перспективных проектов и наиболее эффективно.
Стоит уточнить, что потенциальные исполнители проектов, которые финансируются из средств, выделенных Белинфонду, — это в основном предприятия среднего бизнеса либо отдельные бизнес-процессы на крупных предприятиях. Максимальный объем средств, который выделялся на один проект, — 18,9 млн рублей. В среднем же на один проект выделяется, как правило, 4–5 млн рублей.
Повод гордиться
— Фонд финансирует инновации с 1998 года. Расскажите о самых громких проектах.— Если говорить о периоде пяти- , десятилетней давности, то такими проектами являются «Адани» — это предприятие по производству рентгеновского оборудования и другой медтехники, которое уже стало на ноги и на сегодняшний день не нуждается в льготном финансировании, конструкторское бюро «Дисплей», которое сейчас самостоятельно финансирует свои инновационные разработки.
В прошлом году у нас был осуществлен ввод в эксплуатацию шести проектов, пять из которых относятся к пятому технологическому укладу. Некоторые предприятия, например «Экран», «Планар» и «Ольса», успешно реализовали с помощью средств Белинфонда уже несколько инновационных проектов.
Удалось внедрить разработки в разных отраслях. Среди них — проект «Медпласта» по производству вакутайнеров для забора венозной крови. До сих пор такой продукции на территории Беларуси не производилось. То есть предприятие с нашей помощью своевременно решило задачу по импортозамещению, по обеспечению наших лечебных учреждений столь необходимой продукцией.
Также интересным продуктом является разработка системы медиаизмерений. По телевизору мы часто видим, как предлагают проголосовать с помощью пиплметра за рейтинг той или иной телепередачи. Так вот эта разработка в Беларуси также реализована с нашей поддержкой.
Кроме того, в 2021 году предприятие «КУВО» запустило проект по производству сложногнутых многослойных и закаленных стекол. То есть сегодня в нашей стране есть производитель, способный выпускать любой модельный ряд стекол для автомобильной промышленности и сельскохозяйственной техники, включая лобовые, сложногнутые, любой конфигурации. И они производятся в объемах, которые позволяют закрыть потребности белорусского рынка и экспортировать продукцию.
Не менее значимой для страны, чем высокотехнологичные разработки, была реализация проекта Толочинским консервным заводом. С нашей помощью организовано производство картофеля фри, который ранее импортировался. Сейчас в условиях ограничения импорта эта продукция оказалась супервостребованной. Есть активный спрос на нее и со стороны покупателей из других стран.
Ну и традиционный наш партнер — общество «Планар», которое использует нанотехнологии в области производства оборудования для микроэлектроники. Это оборудование также предназначено для экспорта.
Думаю, впереди еще немало интересных разработок наших новаторов, которые смогут реализовать свои идеи с помощью Белинфонда.
statkevich@sb.by