Двухнедельный полет первого космонавта суверенной Беларуси Марины Василевской обязательно принесет нашей стране ощутимую практическую пользу. Подтверждение имиджа космической державы — это лишь одна сторона монеты: на борту станции наша соотечественница осуществляла научные исследования и эксперименты, причем в интересах как Беларуси, так и России.
«Ее полет — это новый уровень участия в космических программах, повторю, суверенной Беларуси и новый уровень союзных, очень добрых, братских отношений Беларуси и России, наших народов» — такую оценку экспедиции Марины Василевской дал Президент Александр Лукашенко в четверг во время торжественной церемонии чествования белорусских космонавтов.
Научная программа была разработана Национальной академией наук Беларуси совместно с «Роскосмосом» и Российской академией наук и предусматривала семь целевых работ, включая пять научно-исследовательских и два образовательных проекта.
Научные исследования проводились в области биологии, физиологии, автономного функционирования космических станций, дистанционного зондирования Земли с использованием фото- и видеоспектральной аппаратуры белорусского производства, находящейся на МКС.
Первое. Проведена съемка тестовых природных объектов на территории Беларуси аппаратурой производства НИИ прикладных физических проблем имени А. Н. Севченко БГУ — одновременно со съемкой характеристик атмосферы наземными средствами зондирования производства Института физики НАН Беларуси. Полученная информация будет использоваться для калибровки съемочной аппаратуры отечественного спутника БКА и российских аппаратов «Канопус-В».
Второе. Был активирован комплекс лактоферрина и пробиотиков, полученная смесь находилась в условиях космического полета. Сейчас она уже на Земле для дальнейшего изучения. Ученые выяснят, насколько сохранились полезные свойства пробиотических штаммов молочнокислых микроорганизмов и бифидобактерий. На полученные результаты сегодня возлагают большие надежды. Не исключено, что в будущем кисломолочные продукты будут изготавливать на борту МКС и Российской орбитальной станции, а также использовать во время полетов в дальний космос.
Третье. Проведен сбор образцов микроорганизмов с внутренних поверхностей обитаемого отсека российского сегмента МКС, кожных покровов и слизистых оболочек верхних дыхательных путей белорусского космонавта для последующего исследования на Земле. Собраны и доставлены на Землю образцы микрофлоры, присутствующей на борту станции. Это необходимо для изучения воздействия микрогравитации и космического излучения на человека.
Четвертое. Российская сторона предоставила 4D-биопринтер, на котором в соответствии с российской методикой были проведены исследования возможности формирования и кристаллизации органических и неорганических материалов в условиях орбитального полета. Полученные данные предстоит использовать для физиологических исследований при подготовке к дальним космическим полетам.
Пятое. Отработана методика применения воздействий отрицательного давления на нижнюю половину тела в условиях кратковременного орбитального полета. Для чего? Ни много ни мало — в целях подготовки космонавтов к нахождению на Луне. Кроме того, получены новые данные о перестройках гравитационно-зависимых физиологических систем космонавта и возможности купирования негативных эффектов перераспределения крови. В этой связи ученым предстоят новые исследования в области гравитационной физиологии.
Оптимальный вариант
Марина Василевская и ее дублер получали необходимые для полета знания и навыки в российском Центре подготовки космонавтов. А сложность программы работы на МКС полностью соответствовала специфике полета — об этом начальник лаборатории разработки и реализации медико-биологических программ Института медико-биологических проблем РАН Юрий Смирнов упомянул в интервью, прозвучавшем в репортаже «Роскосмоса» о возвращении экипажа «Союза МС-24» на Землю:
— Когда возникла идея полета представительницы Беларуси на МКС, важно было определить, как с минимальными временными или ресурсными затратами обеспечить реализацию предложенных работ. В первую очередь мы смотрели, какая научная аппаратура есть на борту МКС, в каких экспериментах она ранее использовалась. Так мы выбрали именно биотехнологические эксперименты.