Я бы снова прошел этот путь — последний ветеран Великой Отечественной войны из Добруша Сергей Одиноченко

Он бы снова прошел этот путь

Ветеран Великой Отечественной войны Сергей Одиноченко: «Цените мир и берегите его для нашей страны!»

В Добрушском районе проживают семь ветеранов Великой Отечественной войны, один из них — в райцентре. Сергею Федосовичу Одиноченко в марте исполнилось 99 лет. «Хочу дожить до 100, чтобы всех родных и близких пригласить в гости, вас тоже позову!» — делится планами гостеприимный хозяин. На просьбу об интервью ветеран отозвался сразу — вечером позвонили, а утром уже общались с улыбчивым и словоохотливым жителем райцентра.


Здесь живет ветеран

Табличка на стене небольшого аккуратного дома в частном секторе города указывает, что здесь живет ветеран Великой Оте­чественной войны. У входа во двор — большая голубая лавочка с изящно изогнутыми подлокотниками. После интервью Сергей Федосович усядется на нее с гармонью и споет «Катюшу», и это трепетное исполнение тронет нас до слез. А пока мы идем знакомиться с ветераном в чистый, безупречно прибранный дом.

— Проходите в зал, сейчас я папе помогу одеться, — приглашает нас Надежда, одна из четырех дочерей Сергея Федосовича. Она всю жизнь проработала воспитателем в детском саду, а сейчас по очереди с сестрой Ольгой присматривает за отцом.

К вниманию прессы семья привыкла, поэтому четко знает, что общаться нужно «по форме» — в тяжелом от многочисленных наград пиджаке. Пока мы ждем, рассматриваем молодые и красивые лица, которые смотрят на нас с многочисленных фотографий. Вот юный фронтовик Сергей, а здесь он уже взрослый мужчина в кругу своей семьи, на других — внуки, правнуки. Целый век, отраженный в десятке снимков…

— Ну здравствуйте, что же вам такого рассказать, о чем еще в газете не писали? — заходит в зал и улыбается хозяин.

И действительно — районка «Добрушский край» Сергея Федосовича без внимания не оставляет, ее корреспонденты знают всю биографию своих ветеранов наизусть. С каждым годом фронтовиков становится все меньше, тем ценнее услышать лично то, о чем он уже рассказывал десятки раз другим людям. Эти диктофонные записи (коллеги меня поймут) удалить просто не поднимется рука.

— Вот это папа на праздновании Дня Победы, а это около дома, — перелистывает увесистый альбом с вырезками из газет, благодарностями и фотографиями Надежда Сергеевна. — Он всегда с удовольствием ходил на мероприятия, любил быть среди людей, со всеми легко находил общий язык. И с нами, детьми, был всегда добрым, веселым. А как сядет на гармошке играть и песни петь, то тогда в семье праздник!

В дом отца, дедушки и прадедушки часто съезжается вся большая семья. Сергей Федосович умеет объединять людей, делать близких еще ближе.

— Мы всегда жили очень дружно, любили и поддерживали друг друга, — с уважением глядя на отца, рассказывает Надежда. — Не было такого, чтобы мы серьезно ссорились, во многом это благодаря воспитанию, которое нам дали наши родители, а уже мы старались прививать самые лучшие качества своим детям. Хочется, чтобы папа прожил как можно дольше и мы продолжали встречаться под крышей родительского дома.

«Возьмите меня на фронт!»

Родился будущий боец недалеко от райцентра, в деревне Иговка. Когда парню исполнилось 17, началась война. После оккупации Сергей добровольцем ушел на фронт: в октябре 1943 года он подошел к офицеру воинского подразделения, освободившего его родной населенный пункт, предъявил свидетельство о рождении и попросил зачислить в строй. Увидев решимость молодого человека, тот не смог отказать. Так Одиноченко попал в 278-й полк пехотно-стрелковой дивизии 48-й армии. Часть наступала на гомельском направлении, боевое крещение новобранец получил при форсировании Днепра.

— Было очень тяжело, даже спать приходилось на ходу, — перелистывает в памяти страницы военной истории ветеран. — После боев за Днепр мы вошли в Речицу, которую накануне ночью покинули фашисты.

Потом часть отправили на переформирование, а бойцов-белорусов — в учебную школу Курска. Занятия шли в основном в полевых условиях.

— Зимой рыли траншеи в полный рост в мерзлой земле, обу­страивали огневые точки, учились стрелять, — перечисляет Сергей Федосович. — Уже через месяц меня отправили на фронт. Однажды включили в группу прикрытия, стояла задача по нейтральной полосе пробраться до вражеских окопов, забросать гранатами немецкий блиндаж и взять пленного.

В первый раз фашисты заметили разведчиков и открыли огонь, во второй оглушенного и раненного взрывом гранаты немца удалось захватить.

Потом ветеран рассказал, как при форсировании Буга разведчиков посадили на броню танков — во время одного из боев Одиноченко был ранен в плечо:

— Рядом слышал немецкую речь, поэтому очень боялся попасть в плен. Снял с пулемета затворную раму и отполз от танка, но мне повезло — подобрали свои.

Затем еще раз взглянул в лицо смерти:

— Был подносчиком лент с патронами для пулемета, шел ожесточенный бой, шум и взрывы заглушали все вокруг. Вдруг к нам в окоп попал вражеский снаряд, взрывом меня отбросило в сторону, что и спасло мне жизнь, а двое однополчан погибли на месте. Я был ранен, но решил ползти к лесу, в голове все это время звучали слова командира, которые он постоянно говорил солдатам: «Сам погибай, а орудие спасай!» И я вернулся назад, ведь наказание за потерю оружия было жестоким.

Вот еще одна история героического прошлого бойца:

— Нужно было идти в разведку, мы стояли в обороне, а гитлеровцы освещали ракетами территорию, местность была пристреляна снайперами. А если уж взял тебя снайпер на мушку, сложно было уйти. Вызвал нас командир и дал задание взять «языка», но как это сделать, ведь местность просматривается, а враг ведет непрерывный огонь? Мы с однополчанином долго выжидали подходящий момент, под утро немцы задремали, мы выскочили из окопа и бросились к их рубежам. Заскочив во вражеский окоп, накинули на фрица плащ-палатку, замотали его так, чтобы он и звука не смог произнести, и потащили к своим.

Сергей Федосович был участником операции «Багратион», освобождал Мозырь, Калинковичи, форсировал Сож и Днепр.

— Я был невысокого роста, на фронте меня называли «хлопенок». Так как для пулеметного расчета был маловат, то подносил патроны. Однажды всего секунда, за которую я сбегал от одного расчета к другому, спасла мне жизнь, потому что в пулемет попала мина.

Из армии фронтовик был демобилизован только в 1949 году. За преданность Родине и самоотверженную службу Сергей Федосович Одиноченко награжден орденами Славы III степени и Отечественной войны, медалью Жукова.

Каждый день Сергей Федосович выходит на прогулку — раньше гулял за пределами своей улицы, сейчас болят ноги, поэтому география сузилась до двора и территории рядом с домом.

— Но я жаловаться не могу! 100 лет уже на носу, всех своих однополчан из Добруша пережил. Хорошо, что рядом дети, внуки, правнуки — всем бы такую старость! А вы, молодежь, цените мир и берегите его для нашей страны и деток! — с добрым напутствием прощается с нами ветеран.



Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter