Минчанин Алексей Александрович — один из 12 тысяч призывников, которые по итогам нынешнего осеннего призыва пополнят ряды белорусской армии. Парень будет постигать азы армейской службы в 72-м объединенном учебном центре под Борисовом. К военкомату он прибыл вместе с мамой Ириной Михайловной, племянницами Полиной и Елизаветой, а также сестрой Елизаветой Микулич. Родные люди, рассказал нам призывник, наказали: «Отслужи так, чтобы мы тобой гордились!» Полезные знания об армейской службе для будущих бойцов и их родителей читайте в проекте «Воен.com».
Расхожий миф, которым пугают потенциальных новобранцев диванные всезнайки с гражданки: армия — это прежде всего бесконечные занятия на плацу, сухая теория и мытье казарм. Но никак уж не боевая подготовка. Хорошо, дескать, если во время службы солдату дадут из автомата пару раз стрельнуть. Военные в ответ жестко парируют: чушь, стрелять научат даже повара! «СБ. Беларусь сегодня» продолжает проект «Воен.com», где для будущих бойцов и их родителей раскрывает нюансы армейской кухни.
И это только начало
Танкисты, пехота, артиллерия в понятие «огневая подготовка» смысл, спору нет, вкладывают разный. Ведь оружие у каждого рода войск свое. Начальник главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил генерал‑майор Андрей Некрашевич, однако, замечает: для всех в любом случае это один из основных предметов:
— Мотострелки в первую очередь учатся стрелять из автомата или пулемета Калашникова. Снайперы — из снайперской винтовки Драгунова. Гранатометчики — из ручного противотанкового гранатомета РПГ‑7 и опять же из автомата Калашникова. Безоружных нет. Даже у ремонтника будет чем себя защитить. А вот график подготовки зависит от специальности военнослужащего.
Если повар соответствующие упражнения будет выполнять пару раз в месяц, то танкист — два‑три раза в неделю. «Матушка‑пехота» и вовсе тренируется фактически нон‑стоп.
Спешим огорчить слишком торопливых. Пусть, утверждает генерал‑майор Некрашевич, освоить стрелковое оружие не так уж и сложно, военнослужащим его выдадут далеко не сразу. Только убедившись, что азы освоены. Поэтому для начала — теория. Учиться в первую очередь придется по книжкам, а покрутить в руках получится разве что макет.
— Необходимо освоить материальную часть, изучить основы баллистики, закрепить изученный материал на тренажерах, — перечисляет Андрей Некрашевич. — На все про все — недели три. Боевое оружие вручат военнослужащим непосредственно перед присягой. И именно тогда они выполнят свои первые стрельбы из автоматов.
Конкретнее — из АК‑74. Того самого легендарного автомата Калашникова. Военные подчеркивают: это классика, совершеннее его, пожалуй, и нет.
— Обратите внимание, именно он долгие годы подряд признается лучшим автоматом мира. Автомат Калашникова изображен на гербах шести или семи стран. Так почему мы должны отказываться от него и искать что‑то новое? — рассуждает начальник управления боевой подготовки Вооруженных Сил. — На вооружении спецподразделений имеется и другое оружие. Специальное, более современное. Но предназначено оно исключительно для выполнения узкого круга задач. Кстати о модернизации: широко применяем современные оптические прицелы, которые разработаны на предприятиях отечественного военпрома. В том числе ночные.
Что прежде всего нужно для меткой стрельбы? Пристрелять оружие — с ходу отвечает Андрей Некрашевич:
— Причем каждый нормальный командир требует, чтобы солдаты пристреливали его лично. Ведь у каждого автомата, каждой винтовки есть свои особенности. Будто у автомобиля. Сядешь на чужой — нужно время, чтобы приноровиться. Вся подготовка при этом должна проходить под руководством грамотных учителей. Только получая опыт за счет многократных тренировок и стрельб, ты становишься метким.
Отдельный акцент — на технике безопасности. Одно дело, говорят военные, — рассказать. Другое — четко показать на конкретных примерах, порой не выбирая картинок, к чему может привести легкомыслие. На слух ведь воспринимают далеко не все…
Первым делом — тренажеры
Да, вернемся к ним. Особому пункту в программе подготовки. Тренажеры, вводит в курс дела Андрей Некрашевич, позволяют обучить военнослужащих, не расходуя при этом материальные ресурсы. За процессом подготовки танкистов и мотострелков, за их попытками научиться точно стрелять не из простого и надежного автомата Калашникова, а уже из пушки танка Т‑72Б наблюдаем в одном из учебных классов, расположенных на базе 120‑й отдельной гвардейской механизированной бригады.
Виртуальная подготовка мало напоминает знаменитую игру World of Tanks. Кабина тренажера вполне себе реалистична, ее даже неплохо потряхивает, будто бы на ухабах. Однако военнослужащие обращают внимание: важную роль играет вопрос психологии. Ты в любом случае понимаешь, что условия ведения боя отнюдь не боевые.
— Да, без тренажеров никак. Это важная промежуточная стадия между теорией и выездом на полигон, — говорит командир танкового взвода 355‑го отдельного танкового батальона капитан Дмитрий Мельниченко. — Он смоделирует абсолютно разные ситуации. Поможет отточить до автоматизма последовательность ваших действий с «железом». Но здесь, на тренажере, если что‑то не получается, ты можешь попросить помощи или переиграть ситуацию. А в настоящем танке можешь надеяться только на себя и на свой экипаж. Кроме того, атмосфера не та. Нет запаха пороха, ничего не грохочет… Ты будто в учебном классе, а не на поле боя.
Модель для подражания
Нас же, впрочем, гораздо больше интересует экшен. За одновременной тренировкой танкистов, мотострелков, артиллерии и авиаторов, поднявших в небе беспилотные авиационные комплексы, наблюдаем на полигоне Осиповичский. Кажется, что мы попали на учения — вокруг все грохочет и взрывается. Но нет. Это показательное занятие для командиров. Этакая модель того, какой учеба должна быть в ближайшем будущем. Новизна здесь в комплексном подходе. Оттачивать действия различные войска теперь могут совместно. Такая директриса (именно так в терминологии военных называется предназначенный для ведения огня тренировочный участок полигона) в стране пока одна, но создать подобные планируется на каждом полигоне.
— Раньше на директрисе мы могли провести занятие или учебную стрельбу только одного рода войск — танкистов, артиллеристов или мотострелков, — уточняет заместитель министра обороны генерал‑майор Сергей Потапенко. — Теперь же на ней мы можем вести одновременную стрельбу из всех видов техники — танков, БМП‑1, БМП‑2, БТР, артиллерийских систем и даже использовать авиацию.
***
— А необучаемые есть? — напоследок интересуюсь. Генерал‑майор Некрашевич не припомнит таких:— Защитить себя и свою семью вы научитесь в любом случае. Оружие в нашей армии дается не для того, чтобы идти в бой и кого‑то атаковать. Оно — для самообороны. А вообще, можете не сомневаться: стрелять научим любого!
deu@sb.by