В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь.
Другой — листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое…
Фото носит иллюстративный характер.
В нашей стране, выражаясь образно, прорубил «одно окно» Президент Беларуси Александр Лукашенко, ведь именно он во время Послания белорусскому народу и Национальному собранию в апреле 2005 года отметил: «Хватит рассуждений о принципе одного окна. До конца года он должен быть введен при решении любых вопросов, связанных с обращениями наших граждан. Пора чиновникам повернуться лицом к людям».
Беларусь во многом в сфере службы «одно окно» была первопроходцем. Наш опыт соседи, да и не только они, копировали и брали за основу. Но все ли мы сделали на своем, отечественном, пути? Удалось ли воплотить то, что задумывалось? Не пора ли решительнее и, самое главное, эффективнее двигаться дальше?
Его в дверь, а он в окно…
Пожалуй, нет среди взрослого населения Беларуси тех, кто не обращался в эту службу. Как нет и тех, кто остался на сто процентов довольным ее услугами. К примеру, автор недавно выслушивал претензии весьма уважаемого человека, который, сетуя на «одно окно», говорил:— Идея замечательная, но вспоминается цитата Михаила Жванецкого: «Ведь модернизировали, подхватили, перестроились, внедрили новый коэффициент, включаешь — не работает».
Я не могу понять, почему меня порой из одного окна посылают в другое, а из другого — в третье и т.д. Если уж назвали «одним окном», так пусть и соответствует!Как говорится, одно на всех и все на одно! И в любом случае в «одно окно» надо прийти как минимум дважды. Сперва заказать справку, а затем забрать ее!
Это замечание мы переадресовали в Министерство юстиции, и вот что нам ответили:
«Необходимо различать организацию работы с населением на основе заявительного принципа одного окна и службу «одно окно». Иными словами, любое ведомство или организация могут организовать свое «окошечко» и выдавать справки. Это называется работать по принципу и подобию службы «одно окно». Сама же служба, как отвечают нам из Минюста, «создается в городских (городов областного подчинения), районных исполнительных комитетах, администрациях районов в городах. В настоящее время в республике функционирует более 150 служб».
Надо полагать, что вот это «по принципу» и бросает тень на саму службу. Если вы, к примеру, пришли за справкой в БРТИ, а вас оттуда направляют в налоговую инспекцию, а оттуда — в УКС и далее, то имейте в виду, что это все не служба «одно окно».
Это ведомства, кои в желании упростить жизнь простого человека создали свои «окна». Это похвально, но не всегда получается без скрипа. Приведенные выше претензии — лучшее тому подтверждение.
И согласитесь, даже обратившись в службу «одно окно», часто приходится доносить ту или иную справку. К кому вообще нет претензий, так это к операторам службы. Они (автор в этом неоднократно убеждался на личном опыте) всегда быстры, корректны, внимательны. И не их вина, что, заказывая через «одно окно» ту же, например, справку из БРТИ, надо ожидать, пока нужный вам документ придет в исполком или администрацию. И снова надо будет явиться в «одно окно». И это называется в ногу со временем?!
Время не ждет
И вот здесь стоит поговорить о таком новом в мировом пространстве термине, как «электронное правительство». Звучит необычно для слуха рядового обывателя, но не за горами дни, когда оно станет обыденным. Для общего развития поясняем, что электронное правительство — правительство, которое взаимодействует с органами государственной власти, гражданами, организациями в электронном формате с минимальным личным (физическим) взаимодействием. Выражаясь человеческим языком, это когда тебе никуда не надо выходить из дому. И служба «одно окно», и работающие по его принципу ведомства будут у тебя в компьютере или гаджете. Уже сегодня в той же России можно не возить с собой привычное водительское удостоверение: инспектору ГИБДД достаточно предъявить через гаджет электронное, являющееся копией бумажного/пластикового. Это пока еще эксперимент, если он окажется удачным, то будет оформлен законодательно.Надо полагать, однажды нечто похожее приживется на дорогах и в Беларуси. Уверен, сейчас многие удивятся, но в нашей стране существуют технологии электронного правительства. Имя им — ОАИС, что расшифровывается как Общегосударственная автоматизированная информационная система. Последняя обеспечивает предоставление электронных услуг из государственных информационных ресурсов, интегрированных c ОАИС, на едином портале электронных услуг.
Исходя из информации, размещенной на сайте, здесь можно реализовать электронные услуги в сфере налогообложения, учета и обращения недвижимого имущества, труда и социальной защиты на основе информации из ГИР — государственных информационных ресурсов — информационных систем, баз данных, которые наполняет и ведет то или иное ведомство. Приведем некоторые ресурсы: «Единый государственный банк данных о правонарушениях», «Реестр контроля сроков действия таможенных процедур», «Единый государственный реестр сведений о банкротстве», «Автоматизированная информационная система «Расчет-ЖКУ», Автоматизированная информационная система «Белтехосмотр»… Всего 55 ресурсов.
Замечательно, что уже сегодня мы можем не выходя из квартиры погашать кредиты, осуществлять коммунальные платежи, оплачивать штрафы и т.д. И тем не менее все ждут, что рудимент прошлого — справки, вытоптанные ногами, исчезнут из нашей жизни. В принципе, пару окошек можно оставить для бабушек и дедушек, которым в удовольствие размять косточки и пообщаться в коридорах исполкомов с себе подобными. Понятно, что электронное правительство не может быть реализовано на 100 процентов, поскольку некоторые справки (к примеру, из МВД, погранкомитета, Министерства обороны и т.п.) требуют особого подхода, но ведь кроме этих уважаемых ведомств есть многие, которые должны пошевелиться и пополнить своими инфоресурсами ОАИС.
Как было бы замечательно, если бы, к примеру, имя ребенка можно было бы в ЗАГСе зарегистрировать через электронный портал удаленно, а спустя пару лет поставить его на очередь в детский сад, записать в гимназию…Но пока, как поется в песенке из «12 стульев», «Ходите, вы всюду бродите…»
Отметим, что процесс наполнения корзины электронных услуг для наших граждан идет. На взгляд автора, медленно, но уверенно. Да, есть нюансы. Ведь для того, чтобы те или иные административные процедуры появились в программном комплексе «Одно окно», необходимо, чтобы компетентные органы предприняли ряд действий. Существует множество нормативных документов, регламентирующих процесс перевода административных процедур для юридических лиц в электронную форму, также надо разработать механизм, как именно это будет работать и т.д. Не может быть, что, например, есть хорошая процедура, скажем, в Министерстве лесного хозяйства, и давайте ее завтра переведем в электронную форму… Увы, все не так быстро и споро. Кроме того, что механизм процесса перевода сложный, он еще и финансово затратный.
Сегодня в утвержденном Совмином Беларуси Перечне административных процедур, подлежащих осуществлению в электронной форме через единый портал электронных услуг, находится порядка 90 позиций. Поэтому, судя по всему, ходить по коридорам власти за справками нам еще долго…
ОФИЦИАЛЬНО
Как нам сообщили в пресс-центре НЦЭУ, по состоянию на 17.04.2023 к ПК «Одно окно» подключено 868 организаций, активированы порядка 2100 личных электронных кабинетов юридических лиц из числа местных исполнительных и распорядительных органов — операторов ПК «Одно окно».
usachev@sb.by