![](https://storage01.sb.by/iblock/7de/7de10aeb0c5a98c9677dcf5c00f2e338/858fb7e618637087318747e694f10e50.jpg)
Изначально актерский состав должен был быть совершенно иным: на роль Д’Артаньяна прочили Александра Абдулова, а в роли Констанции видели, соответственно, Евгению Симонову. Атоса должен был сыграть Василий Ливанов, Миледи — Елена Соловей, эта роль должна была стать антиподом ее героини в «Рабе любви». На роль Людовика XIII без проб взяли Олега Табакова, на роль Анны Австрийской — Алису Фрейндлих. В качестве Бэкингема утвердили Игоря Костолевского, а Михаилу Боярскому предложили сыграть Рошфора. Но Юнгвальд‑Хилькевич разошелся с киночиновниками в вопросе актерского состава: на роль Констанции ему навязали Ирину Алферову, которая была безнадежна в музыкальных фильмах — она не умела ни петь, ни танцевать, да и актрисой, по мнению режиссера, была никакой. Из‑за нее сниматься отказался Костолевский, с Алферовой в паре он работать не желал. А тут еще Василию Ливанову предложили гораздо более интересную для него роль Шерлока Холмса, и актер сделал тот судьбоносный выбор, о котором ни разу впоследствии не пожалел. Елена Соловей внезапно забеременела и не смогла сниматься. Абдулов совершенно не умел петь (он в итоге снялся в эпизоде в роли одного из гвардейцев кардинала), так что Юнгвальд‑Хилькевич остался с куцым бюджетом и разваливающимся на глазах составом будущей картины. Поиски большей части актеров пришлось начинать заново.
![](https://storage01.sb.by/iblock/809/80913066cbf8a1f6c44726ce233acb13/e6bc0a984d2bb00c1b8ea4f5b005a971.jpg)
Легче всего, как ни странно, прошли поиски Д’Артаньяна: однажды Боярский в гриме Рошфора буквально ворвался на съемочную площадку, и все поняли: вот он, тот самый бешеный гасконец!Хотя до этого режиссер от безнадеги предлагал ему на выбор Атоса или Арамиса — кого сам артист захочет. Кроме того, за Боярского ратовал Максим Дунаевский, требовавший на главную роль с большим количеством музыкальных номеров непременно поющего актера. Так Боярский получил роль всей своей жизни, а воплотить зловещего Рошфора пригласили умного и ироничного Бориса Клюева. Господина де Тревиля взялся сыграть Лев Дуров.
Боярский, проникшись проблемами режиссера с кастингом, посоветовал подходящего кандидата в Арамисы — им оказался утонченный Игорь Старыгин. На роль Атоса пробовали Юрия Соломина, но тут Юнгвальд‑Хилькевич увидел в театре Вениамина Смехова в роли Воланда: Атос был найден! На роль Портоса утвердили Валентина Смирнитского, с условием — худощавому артисту придется набирать вес. На пробы он пришел с ногой в лубке и в первых сериях снимался только в статичных позах. Сначала силуэт Портоса формировали с помощью ватных толщинок, но к концу съемок артист успел наесть столько килограммов, сколько требовалось.
![](https://storage01.sb.by/iblock/53b/53bdb8ed5b985a65b5e129c321ff8079/4e1be3b62609de462f13abc8c79cf6a7.jpg)
А вот тощий и высокий Александр Трофимов оказался идеальным Ришелье. Правда, у него была очень тягучая манера речи, так что озвучивал этого героя Михаил Козаков, которому легко удалось добавить в голос всесильного кардинала зловещие нотки.
В качестве Миледи телевизионное руководство «спустило» сверху кандидатуру Светланы Пенкиной, игравшей вместе с Алферовой в «Хождении по мукам». Но Юнгвальд‑Хилькевичу одной навязанной артистки было более чем достаточно, и он уперся: либо играть будет Маргарита Терехова, славившаяся своим неукротимым темпераментом, либо он умывает руки и отказывается снимать.
Бюджет, выделенный Госкино на съемки телефильма, составлял крошечную сумму — всего 140 тысяч рублей на серию. Не хватало осветительных приборов и камер, а вместо операторской тележки Юнгвальд‑Хилькевич приспособил инвалидное кресло, на котором и катался в течение всех съемок.
![](https://storage01.sb.by/iblock/fe3/fe31126d520c285931e4e9a67b76b87b/aef7f9a197775d36345f82c33c2a9bee.jpg)
Реквизит тоже создавался по принципу «я его слепила из того, что было», причем зачастую руками самого режиссера. Так, он состряпал «алмазные подвески» из купленной в Одессе вульгарной бижутерии, а эфесы мушкетерских шпаг спаял из консервных банок и металлических обломков, так что каждая шпага в фильме в буквальном смысле уникальна. Все блестяшки на нарядах героев вырезались из обычной фольги.Съемки шли на фоне настоящего ажиотажа: за популярными артистами целыми автобусами гонялись поклонницы, накрывали столы и подносили алкоголь, дым стоял коромыслом. «Следом за нами во время съемок ездила «Волга». Я никак не мог понять: почему? Решил, что просто какая‑нибудь поклонница преследует кого‑то из актеров, — вспоминал режиссер. — И что вы думаете? Оказывается, в той «Волге» была вмонтирована канистра размером с багажник, полная вина. С краником, к которому мои дорогие мушкетеры все время прикладывались...» Как следствие — букет несчастных случаев разной степени тяжести: Атосу подбили глаз, Портос пять раз падал с лошади, Рошфор‑Клюев сломал Боярскому зуб ударом шпаги… Даже Евгений Данчевский, игравший Фельтона, умудрился пострадать во время страстной сцены с Тереховой: «В конце Миледи целует Фельтона, после чего он убегает. Был такой накал страсти, что во время поцелуя Рита просто разбила мне губу, которая потом заживала очень долго».
![](https://storage01.sb.by/iblock/11b/11b207b34e3d0b9fb0c4fe229854a803/838908ee24347a34106fca56e1864dd5.jpg)
Впрочем, все проблемы меркли на фоне действительно веселой жизни, которую устраивали себе артисты. Порой даже излишне веселой: так, однажды, прогуляв все командировочные, компания мушкетеров и постановщик фехтовальных трюков Владимир Балон стащили в местном магазине ящик копченой рыбы и неделю питались только ею. Правда, потом, разжившись деньгами, извинились перед продавщицей и расплатились за неправедно съеденное.
Но, конечно, в музыкальном фильме все крутилось вокруг песен. Своими голосами в «Трех мушкетерах» поют только Боярский, Фрейндлих, Ришелье‑Трофимов и Алексей Кузнецов, сыгравший Бэкингема с непередаваемым акцентом. Очень хотел петь сам Вениамин Смехов, но страшно фальшивил, и знаменитую «Песню Атоса» вытянуть не мог. Спел ее в итоге джазмен с мировым именем Вячеслав Назаров, а Смехов долгие годы «мстил» Максиму Дунаевскому: «Когда фильм вышел, я регулярно набирал номер телефона Дунаевского и пел ему страшным голосом: «Есть в графском парке черный пру‑уд!»
![](https://storage01.sb.by/iblock/2f4/2f402f294a01eadd9bc173bc74621b57/ba1e5b6f15ae9e87cf0b0f18121595f9.jpg)
Лев Дуров с трудом справился с вокалом в дуэте с Боярским, но соло уже не тянул, и «Балладу де Тревиля» спел за него Александр Левшин. Актеру об этом в хлопотах не сказали, в итоге на премьере в Доме кино Дуров подумал, что звучит его собственный голос. Юрий Ряшенцев вспоминал, как Дуров «победоносно осмотрел зрительный зал», а потом всем рассказывал, как же он здорово спел.
Картина была отснята в конце 1978 года — под Новый год планировалась ее премьера на Центральном телевидении. Но в итоге готовый фильм целый год пролежал на полке: драматург Марк Розовский подал в суд на Юнгвальд‑Хилькевича из‑за самовольной переделки сценария режиссером, а Юрий Ряшенцев требовал прописать в титрах, что текст песенки Миледи, на ходу сочиненной Вениамином Смеховым по просьбе Тереховой, написал не он. Суды закончились ничем, фильм вышел на экраны годом позже, как это изначально и планировалось, в последние декабрьские дни. К слову, эта традиция неизменна уже много лет: в конце декабря «Д’Артаньян и три мушкетера» непременно попадают в сетки вещания различных телеканалов.
ovsepyan@sb.by