Поговорим о культуре. Эстет и этот… интэлектуял, вот, Ольгерд Бахаревич выпустил книгу желчных заметок про свое литературное окружение. Видать, достали они его там по самое не балуйся.
И вот, оказывается, не хочет наш Ольгерд «шчыльнымi радамi», влом ему «дамо отпор», да и дует на этой вашей «вольнай прасторы». К тому же не хочет он быть в одном поле с некоторыми Светами и Сашами.
Которые, чтобы снискать расположение западников, должны «не иметь никаких особых амбиций, писать по-русски короткую документальную прозу, которую легко переводить. А еще: не владеть никакими иностранными языками, пить водку, знать наизусть Высоцкого и вообще быть идиотом Достоевского. Знать свое место. И вот тогда на Западе они скажут: «Как долго мы тебя искали…»
Домино…
Желчно. Обидно. Но ведь правда? Как и практический, уныло-меркантильный вывод: «Белорусская литература никому не интересна на Западе». Может, именно потому, что такой типаж, как бахаревичи, общеевропейцам знаком как облупленный? А уж Света Курс с-под Любани, каких в эмигрантско-графоманской суполке сейчас толпой, неинтересна и самой литературе, как ты Евой ни называйся.
У Остапа Бендера, если помните: «У меня с советской властью возникли за последний год серьезнейшие разногласия. Она хочет строить социализм, а я не хочу». Вот и Базаревич пошел тем же путем: «У меня Большой конфликт с белорусской литературой. Потому что она… предсказуемая, унылая, с пеной на губах и непоколебимая — как все традиционалисты и ретрограды… Белорусская литература — чудовище, она пожирает все».
Оба конфликта предсказуемо разрешимы. Нету в них никакой ни интриги, ни загадки, ни тайны. Одно только осталось выяснить: займет ли пара Бахаревич-Тимофеева третье место на виселице коллаборационистов после Кушеля-Арсеньевой и Халезина с Колядой? Или все же пропустит вперед Сашу со Светой? Скучно, девицы.
Литературной, разумеется, виселице, расслабьтесь, коллезины.
Хотя нет. Не расслабляйтесь.
…вино…
Ксения Колесник — бывшая Ксения Бахар, бывшая жена футболиста сборной Беларуси — недавно решила было пожаловаться интернетной публике на мелкий жемчуг.
«Живя в Минске, на семью уходило 2-3 тысячи долларов, и я чувствовала себя очень комфортно (но мы жили в своем жилье)», — это она о тех золотых временах, когда Бахаров кормили зеленое поле да круглый мяч.
Но старухе (зачеркнуто) Ксюхе надоело быть столбовою дворянкой. Она развелась, вышла замуж в Португалию (и не за Роналду), и теперь в Лиссабоне: «У нас сейчас прибыль выросла в 3-4 раза, а ощущение, что много желаний своих я не могу реализовать, есть. И это вызывает диссонанс. Отсюда и злость на цены в Европе, ведь позволить себе семья может меньше, чем в Минске».
Всем же понятно, что коучу и психологине немедленно насовали полную панамку, правда? Особенно язвительны были те, у кого суп жидкий. Например, эмигрантские литераторы и прочие твОрцы, до которых на Западе никому нет дела.
Послушайте правильный, профессионально выверенный ответ: «В посте о расходах я не спрашивала, как мне еще ограничить себя, а поделилась ощущениями». Умри, Ксюха, лучше не скажешь.
Разве что только если станешь Марией-Антуанеттой: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!»
Кстати, согласитесь, что культурные уровни жены блогера, скажем, и экс-жены футболиста, теперь она сама блогер, — схожи до неразличимости. Вот что эмиграция и делает: опускает всех на уровень жены блогера. Неотвратимо и непоправимо.
…и кино.
Как пример: вот они там ладят книжные ярмарки, выставы, кинофесты — лишь бы не выпасть окончательно из подобия культурной жизни, лишь бы не одичать.
И эмигрантская пресса расхваливает кинотусовку «Северное сияние», названную будто по имени известного многим советским людям коктейля (водка с шампанским): «Наперадзе беларускіх гледачоў чакаюць яшчэ шмат цудоўных кінастужак з Балтыі, Скандынавіі, Беларусі і Украіны». Можете быть уверенными, что «гэтыя стужкi» вы никогда больше не увидите нигде, не услышите про их авторов, не запомните ни актеров, ни режиссеров.
Почему — об этом сказал Бахаревич. Да и сами такие тусы построены на принципе кинографоманства, когда хочется тоже участвовать, тоже пилить гранты, тоже снимать и чтобы называли рыжысером. Снимать что угодно.
Два коротких фильма рекомендуют посмотреть обязательно, смело называя их началом новой вселенной, прямо по образцу MARVEL. Один — про то, как эстонки парятся в бане по-черному. Полтора часа смотреть на эти чухонские прелести… Но тех, кто осилит, приглашают, во-первых, посетить врача (зачеркнуто) приглашают «на сиквел»: монтажер первого фильма не выдержал и снял свой.
Называется он «Банный день» — «І цяпер можна паглядзець ужо на голых потных мужчын, якія ўвесь фільм проста мыюцца ў лазні».
В общем, уровень нового эмигрантского белорусского кино вполне можно себе представить. До бездушной немецкой машины, как булочки пекущей фильмы про сантехников и домохозяек, осталось совсем немного.
Ja, ja, das ist fantastisch!
***
Вот такой короткий культурный обзор: литература — блогосфера — кино. Даже настолько фрагментарный и отрывочный, он все равно просто подтверждает: нет и не будет никакой белорусской культуры в эмиграции.
«Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда», — А.П. Чехов.
Уж простите, накипело.