«Острова памяти»: книгу о деятельности партизан и диверсантов Великой Отечественной войны презентуют 30 мая в Минске

О чем рассказал партизанский дневник

Презентация книги «Острова памяти» пройдет 30 мая в музее истории Великой Отечественной войны: издание посвящено теме партизанской борьбы с фашистскими захватчиками на территории Беларуси и боевому пути отряда специального назначения «Славный» НКВД БССР, прошедшего с боями от Калужской области РФ до Налибокской пущи. Сбор материалов и проверка фактов заняли у авторов без малого 4 года. Впервые публикуется уникальный документ военного времени — дневник начальника штаба отряда Михаила Оборотова, летопись 30 месяцев партизанской борьбы, продолжавшейся вплоть до освобождения Минска. 

Для Вячеслава Борщевского, одного из авторов «Островов памяти», все началось с очередной поездки на малую родину:

— Однажды, будучи в родном Кличеве, который я часто навещаю, узнал, что в районе деревни Усакино, среди болот, на острове Веремеевка в 1982 году было обнаружено неизвестное захоронение партизан. Как потом выяснилось, это были бойцы отряда «Славный» — пока установлено 17 имен, местные жители ухаживают за могилами. Но добираться туда долго, 12 км по лесу и болоту. Я побывал там, пообщался с краеведом Олегом Зайцевым, так начался мой путь по местам боевой славы отряда.


Непосредственно на территории Беларуси отряд «Славный» провел 15 месяцев, 8 из которых — в усакинских лесах Кличевского района. Основным местом дислокации партизан стал остров Веремеевка. За несколько лет Вячеслав Борщевский и его соавторы — редактор радиовещания Кличевского района Алла Судник, научный сотрудник местного краеведческого музея Лидия Ачинович и писатель Анатолий Стаскевич — восстановили весь путь отряда, действовавшего также в Червенском, Воложинском, Белыничском, Осиповичском районах. Энтузиасты установили, где похоронены погибшие бойцы, — на многих безымянных памятниках в деревнях до сей поры не было имен…

Вячеслав Борщевский.





— Например, не так давно мы узнали имя еще одного партизана отряда «Славный» — возможно, откликнутся родные, до сегодняшнего дня не знающие о его судьбе, — надеется Вячеслав Борщевский. — Это Валентин Иванович Деревяшкин, 1927 года рождения, родившийся в деревне Белыничи. Он был рядовым подрывником, погиб 30 ноября 1943 года, похоронен в деревне Маковье. Также в отряде были два немца, перешедшие на сторону партизан — Пауль Минкель из Дюссельдорфа, убитый в бою у деревни Каменка Рысковская 5 июня 1943 года, и Христиан Миллер, ставший отрядным пекарем и погибший во время блокады партизанского района в январе 1944 года от обморожения. Если и остались родственники в Германии, то считают их пропавшими без вести… 


Отдельный труд, проделанный Вячеславом Борщевским и его соавторами, — расшифровка дневника начштаба отряда Михаила Оборотова, который хранился у учительницы могилевской средней школы № 2 Елены Киреевой и был передан ею в музей КГБ Республики Беларусь. Отряд «Славный» вошел в историю как «шестаковцы», по фамилии возглавлявшего подразделение майора Анатолия Шестакова, или «орелики» — так называл своих бойцов командир. Из дневника мы узнаем об отчаянном партизане Конраде Мадэе по прозвищу Француз, который руководил подрывниками во время «рельсовой войны», нападал на полицейские гарнизоны, а однажды во время боя выбил у противника винтовку, а самого его поднял на руки вверх и швырнул о землю. На страницах оживают и другие отважные бойцы — кстати, многие из них были спортсменами-чемпионами, а вот о себе начштаба Оборотов пишет всегда скромно и в третьем лице. 

Книгу о подвигах партизан энтузиасты-поисковики издали на собственные средства скромным тиражом. Однако их трудом заинтересовалось Министерство информации, радуется Вячеслав Борщевский: в будущем году «Острова памяти» будут переизданы с большим размахом как социально значимая литература. 

ovsepyan@sb.by

Выдержки из дневника отряда специального назначения «Славный»

(Публикуется с сохранением авторского стиля, в названиях некоторых населенных пунктов возможны неточности.)

Анатолий Шестаков.
22 марта 1942 г. Командир отряда Шестаков Анатолий Петрович, 1915 г.р., урож. Алтайского края Змеиногорского района, с группой в 18 человек организовал смелую, рискованную засаду в пос. Сукремль в 3-х км от г. Людиново, по окраине которого проходила линия фронта. Имея на вооружении один РП и 4 ППШ, а остальные — винтовки, засада расположилась в домах за сараями. Двигающаяся группа СС в 60 — 70 чел. была впущена в расположение засады. Шестаков, смелость и решительность которого не подвергались никаким сомнениям, открыл огонь. Бойцы стали вести огонь и забрасывать немцев гранатами. В короткой схватке враг был разгромлен, понеся большие потери: убито 50 солдат и 4 офицера. При этом захвачены трофеи: 4 пулемета, 18 винтовок, 12 пистолетов. Убито 9 лошадей и захвачена часть продовольствия. У нас жертв не было. Ввиду близости города и линии фронта пришлось спешно отходить в глубь партизанского района. Разнеслась весть о смелости отряда Шестакова, и отряд стал очень популярным. Отличились Долгушин, Абашев и др. Вскоре после этого боя Шестакову было присвоено звание капитана. Захватили скот и продовольствие на питание отряда.

1 октября 1942 г. Комиссар Пегов провел с двумя взводами операцию в деревне Алень. При отходе от деревни немцы обстреляли с миномета. Бухман, Хромов, Ткаченко, Семенов, Лептеев, Абашев взорвали ж.д. эшелон на линии Гомель — Брянск. Разбито несколько вагонов и платформ и 9 а/машин, находившихся на этих платформах. 

Мы с нетерпением ждали приказ о выходе из тыла врага, т.к. когда мы уходили, то нам говорили, что через 3 месяца нас отзовут из тыла, но теперь нет никаких надежд на выход. Создана бригада плотников для изготовления лыж для отряда. В бригаду вошли дядя Паша Кудряшев, Дормидонтов, Сибелев и ряд других. Нужно сказать, что лыжи получились замечательные, делались по всем правилам из березы и клена. Готовые лыжи сушили, а затем варили в дегте, лыжи получились удачные и были сделаны для каждого бойца. К этому времени в отряде насчитывалось уже более 150 человек. Приходили в отряд местные жители и военнопленные, которых брали только после тщательной проверки и подбора. Всех подряд в отряд мы не брали, не хотели обременять себя ненужными людьми. Все бойцы были как на подбор.


13 ноября 1942 г. Направляясь в разведку в Орджоникидзеград и проходя возле х. Козелкин с группой разведки, полицией был тяжело ранен в голову Ерофеев Миша, друг по Медведевскому отряду, который умер 20 ноября и был похоронен со всеми воинскими почестями на партизанском кладбище в этом же лагере. Скажу о похоронах. Всегда, за редким исключением, когда не было возможности, хоронили партизан в хорошем гробу в присутствии всего отряда, на могиле произносили прощальные речи, и всегда партизаны клялись отомстить немцам за погибших товарищей. Могилка отделывалась хорошо. В изголовье ставили обелиск, на котором выжигали фамилию, имя, отчество и год рождения погибшего, где и когда погиб. Могилки огораживали заборчиком. 

За ранеными был особенный, тщательный уход. Особенно искреннюю, отцовскую заботу проявлял майор Шестаков, и благодаря умению и заботливому отношению врача Ильи Давыдова, большинство раненых быстро поправлялось и вставало в строй. Все, что можно было достать, все было для раненых. 

28 мая 1943 г. Группа Мадэя и взвод Романько провели засаду на шоссе Гомель — Могилев в 1,5 км от д. Белое болото. Для засады расположились в двух рядом стоящих сараях, отстоящих на шоссе на 20 — 30 метров. Разбили одну 3-тонную а/машину ЗИС, убили 2 немцев, 2 итальянцев и взяли в плен немца Пауля Минкеля из Дюссельдорфа. Взяты трофеи: автомат ППШ, 4 винтовки, много костюмов. Обуви, продовольствия, ценные документы и личные вещи генерала инженерных войск, убитого в Гомеле при бомбежке нашими самолетами. Машина шла в Германию, но мы задержали ее навсегда. Отличились Мадэй, Исаев, Шинкарев, Садовников, Шершнев и др. Мадэй не ожидает от командования отряда, когда ему поставят задачу и пошлют на операцию. Он очень инициативен, не сидит на месте и сам ищет удобные места для нападения. С каждой операцией авторитет Мадэя все возрастает. 

4 июня 1943 г. <…> Пауль Минкель, попавший в плен к нам несколько дней назад, дал согласие воевать вместе с нами против немцев. Он заявил, что немецкие офицеры распространяют слух о том, что партизаны издеваются над немцами. «Но теперь я вижу всю ложь их россказней и готов вместе с Вами уничтожать немцев, хотя я одной нации с ними». Ходил Пауль свободно, под негласным надзором. Были случаи, когда он удалялся на поле, во время движения отряда, на 2 км вперед один и раздавал листовки населению. Командование решило: если уйдет к немцам, то он сам будет знать и товарищам расскажет об обращении партизан, о жизни и силе, а останется с нами — пусть воюет. Похоронили Долгушина и Барановского в д. Каменка Рысковская. При похоронах собралось все население деревни.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter