Фронтовые дороги журналистов «Сельской газеты»

О чем молчат фотографии

Продолжаем наш проект, посвященный журналистам-фронтовикам «СГ». Ближе знакомясь с биографиями своих старших товарищей и наставников, понимаешь, что их жизни — героические страницы истории страны.


Надо ли говорить о том, насколько была, есть и будет важна для газеты работа фотокорреспондентов. Ведь порой даже самый опытный и талантливый пишущий автор так не передаст всех оттенков жизни, ситуации, характера своего героя, как это сделает фотообъектив. Современный процесс съемки тем, кто работал во время или после войны с «лейкой» в руках, наверняка показался бы несложным. Словить той аппаратурой кадр, затем сделать так, чтобы он заговорил, — особый пилотаж в фотожурналистике. А ведь всему предшествовал непростой технологический процесс.

Всегда на переднем крае

Иосиф ШИШКО, фотокорреспондент.

В «СГ» в 1950-е годы

Снимки Иосифа Шишко на страницах нашей газеты в далекие 50-е годы, пожалуй, можно назвать летописью становления послевоенного сельского хозяйства. Родился еще в конце XIX века в деревне Жабичи Вилейского уезда, окончил церковно-приходскую школу. Обучился на сапожника и даже успел поработать на обувной фабрике в Минске. А затем суровые годы: Первая мировая война, революция, Гражданская… Во время Гражданской войны вступил добровольцем в Красную Армию. Судьба забросила аж в Оренбургскую область. В 23 года вступил в партию… Был политруком, затем боролся с контрабандой на таможне. А с 1936-го взял в руки фотоаппарат… До войны успел поработать фотокором БЕЛТА и ТАСС.

На фронт Иосиф Сигизмундович ушел зрелым человеком, за его плечами был непростой жизненный путь. Получив ранение и вернувшись из госпиталя, начал служить и работать в стрелковой дивизии фотографом, стал членом дивизионной парткомиссии. Вместе со своими боевыми товарищами освобождал Харьков, Белгород, Полтаву, Кременчуг, форсировал Днепр… Освобождал Бухарест, Будапешт, Брно… Был награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» После Победы Иосифа Сигизмундовича направили на войну с Японией. Среди его путей-дорог — Хинганский перевал, пустыня Гоби…

Демобилизовался глубокой осенью 45-го. Сразу же устроился фотокором в БЕЛТА, затем журнал «Работніца і сялянка». Наверняка он всю войну мечтал видеть в объективе ту мирную жизнь, за которую воевал. А в 1950-м он уже фотокорреспондент нашей газеты. Передовые труженики, сельхозработы, ремонт техники. Он искал и запечатлевал именно тот важный момент в жизни, который навсегда теперь остался в истории.

Не оставить за кадром

Владимир КАШКАН, фотокорреспондент.

В «СГ» с 1967-го по 1980-е годы

Каждый фотокорреспондент придавал кадру свой стиль, свое «звучание» застывшей картинки. Эта черта была достаточно яркой в работе Владимира Николаевича Кашкана и отличала его работы от работ коллег.

Он любил своих героев, не боялся брать их крупным планом. Каждая морщинка, взгляд, натруженные руки сельчан — словно художник, на черно-белых фото он мог подчеркнуть и показать душу человека через, казалось бы, неприметные детали… В подшивках нашей газеты середины 70-х годов Владимир Кашкан был практически постоянным автором рубрики «Фотоокно: люди переднего края». Это были портреты сельских тружеников. Вот доярка Герой Соцтруда Мария Козлова из совхоза «Березки» Гомельского района. А через пару номеров наш фотокор в Вилейском районе снимает механизаторов колхоза «Рассвет»…

До войны Владимир Николаевич отучился в полиграф­школе в Минске. Войну прошел механиком-водителем в звании младшего сержанта. Среди его наград медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией».

После войны работал в издательстве ЦК КПБ, а также газетно-журнальном. Как так получилось, что взял в руки фотоаппарат? Неизвестно. Однако, и это очевидно, фотожурналистика была призванием Владимира Кашкана. Перед тем как прийти в нашу газету, прошел школу фотокорреспондента минской районной «Шлях камунiзма». А с 1967-го его работы стали появляться на страницах «Сельской газеты». Трудился с журналистами и самостоятельно. В таком случае в подтекстовках умел найти нужные слова, рассказывая о своих героях.

Умел увидеть главное

Леонид ЭЙДИН, фотокорреспондент.

В «СГ» в 1960–1970-е годы

Каким он был бойцом? Увы, точных сведений о его фронтовом пути крохи. На войне был стрелком-пулеметчиком роты управления. Леонид Эйдин награжден медалью «За отвагу» в 1944 году, орденом Красной Звезды в 1945-м…

 
К сожалению, не удалось узнать, когда точно Леонид Борисович пришел в нашу газету. В подсказку — фотохроника его работы в многочисленных архивных подшивках. Порт­реты, групповые снимки, репортажи с важных событий. Сколько кадров надо было сделать для удачного снимка? Кто знает. Конечно, качество печати того времени вносило свои коррективы в работу. Тем не менее Леонид Эйдин знал секреты мастерства. Заметно, что герои не тушевались перед объективом фотожурналиста. Значит, умел найти подход к человеку.

А ведь процесс с самого начала был достаточно трудоемким. Принцип первый — отснять как можно больше, чтобы было потом из чего выбрать. Затем проявление, закрепление, фиксация, обрезка, глянцевание… Целое искусство, в котором к каждому этапу надо было подходить творчески. Ведь, согласитесь, дай в руки двум людям фотоаппарат, настрой его одинаково, поставь на одну и ту же точку и попроси сфотографировать одну и ту же модель — это будут два абсолютно разных снимка!

korenevskaja@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter