Надо ли говорить о том, насколько была, есть и будет важна для газеты работа фотокорреспондентов. Ведь порой даже самый опытный и талантливый пишущий автор так не передаст всех оттенков жизни, ситуации, характера своего героя, как это сделает фотообъектив. Современный процесс съемки тем, кто работал во время или после войны с «лейкой» в руках, наверняка показался бы несложным. Словить той аппаратурой кадр, затем сделать так, чтобы он заговорил, — особый пилотаж в фотожурналистике. А ведь всему предшествовал непростой технологический процесс.
Всегда на переднем крае
Иосиф ШИШКО, фотокорреспондент.
В «СГ» в 1950-е годыСнимки Иосифа Шишко на страницах нашей газеты в далекие 50-е годы, пожалуй, можно назвать летописью становления послевоенного сельского хозяйства. Родился еще в конце XIX века в деревне Жабичи Вилейского уезда, окончил церковно-приходскую школу. Обучился на сапожника и даже успел поработать на обувной фабрике в Минске. А затем суровые годы: Первая мировая война, революция, Гражданская… Во время Гражданской войны вступил добровольцем в Красную Армию. Судьба забросила аж в Оренбургскую область. В 23 года вступил в партию… Был политруком, затем боролся с контрабандой на таможне. А с 1936-го взял в руки фотоаппарат… До войны успел поработать фотокором БЕЛТА и ТАСС.
Демобилизовался глубокой осенью 45-го. Сразу же устроился фотокором в БЕЛТА, затем журнал «Работніца і сялянка». Наверняка он всю войну мечтал видеть в объективе ту мирную жизнь, за которую воевал. А в 1950-м он уже фотокорреспондент нашей газеты. Передовые труженики, сельхозработы, ремонт техники. Он искал и запечатлевал именно тот важный момент в жизни, который навсегда теперь остался в истории.
Не оставить за кадром
Владимир КАШКАН, фотокорреспондент.
В «СГ» с 1967-го по 1980-е годыКаждый фотокорреспондент придавал кадру свой стиль, свое «звучание» застывшей картинки. Эта черта была достаточно яркой в работе Владимира Николаевича Кашкана и отличала его работы от работ коллег.
До войны Владимир Николаевич отучился в полиграфшколе в Минске. Войну прошел механиком-водителем в звании младшего сержанта. Среди его наград медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией».
После войны работал в издательстве ЦК КПБ, а также газетно-журнальном. Как так получилось, что взял в руки фотоаппарат? Неизвестно. Однако, и это очевидно, фотожурналистика была призванием Владимира Кашкана. Перед тем как прийти в нашу газету, прошел школу фотокорреспондента минской районной «Шлях камунiзма». А с 1967-го его работы стали появляться на страницах «Сельской газеты». Трудился с журналистами и самостоятельно. В таком случае в подтекстовках умел найти нужные слова, рассказывая о своих героях.
Умел увидеть главное
Леонид ЭЙДИН, фотокорреспондент.
В «СГ» в 1960–1970-е годыКаким он был бойцом? Увы, точных сведений о его фронтовом пути крохи. На войне был стрелком-пулеметчиком роты управления. Леонид Эйдин награжден медалью «За отвагу» в 1944 году, орденом Красной Звезды в 1945-м…
А ведь процесс с самого начала был достаточно трудоемким. Принцип первый — отснять как можно больше, чтобы было потом из чего выбрать. Затем проявление, закрепление, фиксация, обрезка, глянцевание… Целое искусство, в котором к каждому этапу надо было подходить творчески. Ведь, согласитесь, дай в руки двум людям фотоаппарат, настрой его одинаково, поставь на одну и ту же точку и попроси сфотографировать одну и ту же модель — это будут два абсолютно разных снимка!
korenevskaja@sb.by