Международная федеральная программа «Большие гастроли» показала в Минске спектакль МХТ «Пролетный гусь»

Нравится нам этот гусь

Редкий московский театральный «гусь» долетит сегодня до середины Свислочи. Но спектакль «Пролетный гусь» Московского художественного театра им. Чехова в постановке режиссера Марины Брусникиной долетел на радость нам. Видимо, это оказалось возможным благодаря российской театральной программе «Большие гастроли». Это крупнейший театральный проект России, созданный в 2014 году по инициативе Президента РФ. Благодаря ей мы уже видели в Минске, например, постановки Малого театра, а наш театр им. М.Горького гастролировал по Уралу и Калининградской области, и вот теперь два дня в Минске гостил знаменитый Московский художественный театр.

Перед началом спектакля хранительница нашего белорусского театрального очага первый заместитель министра культуры Ирина Дрига и куратор
«Пролетный гусь».
ФОТО WWW.MXAT.RU

программы «Большие гастроли» Наталия Афанасьева сказали залу, гостям и зрителям теплые и небанальные слова, а после, взмахнув строптивыми крыльями, понеслась душа в театральный рай. «Пролетный гусь» Марины Брусникиной — пронзительное и целостное высказывание, напряженное и изматывающее, требующее большой душевной работы от зрителя. А ему сегодня такая работа дается с трудом. К сожалению, Минск не увидел нашумевшие спектакли Брусникиной, поставленные на сцене МХТ, «Река с быстрым течением» по прозе Владимира Маканина или «Солнце сияло» по роману Анатолия Курчаткина, «Письмовник» по витиеватой прозе любителя швейцарского сыра Михаила Шишкина.

Можно только догадываться, как изящно и изобретательно Марина Станиславовна ставила эти истории. Маканинскую — вполне житейскую про задавленного жизнью безвольного мужика и его жену, ему изменяющую, ничего не знающую про смертельную болезнь, и ее лучшую подругу, вдруг начинающую делать в квартире супругов ремонт. И о болезни догадывающуюся. И мороз по коже бежит от такой бытовой и человеческой жестокости. От того, как деловито примеривается лучшая подруга к новым стенам... Маканин — жестокий писатель, такой же, как Чехов или Трифонов, без красивостей и загогулин. У него в прозе — жизнь, схваченная за глотку, детали, выхваченные из потока жизни матерым глазом пожившего человека. Алиментщики, бегущие по тайге от собственных детей, работники НИИ, ищущие расположения секретарши начальника. Вся безысходность и тоска жизненного круга. Тот же цепкий взгляд находим и у Виктора Астафьева, особенно позднего.

«Пролетный гусь» был впервые опубликован в журнале «Новый мир» в 2001 году. Это последнее произведение большого писателя, опубликованное при его жизни. Жгла, саднила сердце Виктора Петровича до последних дней вселенская несправедливость, обида и злость за извечную нашу бесхозяйственность, людскую черствость, наплевательское отношение к человеческим и природным ресурсам. Эх, да что говорить.

Брусникина всю боль Астафьева транслирует точно и подробно. Актерский ансамбль весь спектакль работает легко и вдохновенно, изящно жонглируя образами, интонациями, речевыми манерами. Второе действие в эмоциональном плане кажется легче: оно поставлено по рассказу «Бабушкин праздник», но тоже с финальным оглушающим ударом. Во втором действии больше комического, но комок к горлу все равно подступает.

Наверное, такие режиссеры, как Марина Брусникина, и отвечают в российском театре за его душевное здоровье. Экспериментаторы и новаторы хороши в меру. Не будешь же каждый день терпеть в своем доме скандалиста, у которого, видите ли, гениальные идеи появляются только в том случае, если он находится с вами в состоянии вражды. Есть у нас творцы, которые считают, что их человеческий масштаб растет от того количества людей, с которыми они находятся в ссоре.

В 2004 году спектакль Марины Брусникиной «Пролетный гусь» был удостоен Государственной премии России. Ощущение причастности к большому театральному событию витало весь вечер в зале театра им. М.Горького, где шел спектакль. После спектакля на свет божий все вышли какие–то просветленные и умытые.

Добрый зритель в 9–м ряду.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter