В этом году в стране стартовало сразу несколько проектов по маркировке. Весной по-новому стали ставить метки на обувь, с начала сентября начался пилотный проект по маркировке ювелирных изделий. И хоть эти проекты курируют разные ведомства, в глобальном плане у них одна цель — обновить и усовершенствовать национальную систему маркировки товаров. Корреспонденты «Р» разбирались, зачем нужны новые средства идентификации и чего ждать белорусским производителям.
Идентификационными знаками сегодня маркируются 22 товарные позиции.
Немного истории
Маркировка для нас — далеко не новация. Контрольными (идентификационными) знаками товары в стране обозначаются с 2005 года. Заместитель начальника управления электронных систем контроля Министерства по налогам и сборам Вячеслав Майковский уточняет:
— За время своего функционирования такой подход к маркировке доказал свою эффективность как действенный механизм налогового контроля. Идентификационными знаками сегодня маркируются 22 товарные позиции (например, пиво, моторное масло, телевизоры). Успешно зарекомендовал себя этот механизм и на уровне государств — членов ЕАЭС. Результаты проведения пилотного проекта по маркировке изделий из меха показали: одним из ключевых положительных эффектов введения системы маркировки стало значительное «обеление» рынка меховых изделий.
Так, с августа 2016 года по ноябрь 2017-го в сравнении с аналогичным периодом 2015—2016 годов задекларированный суммарный импорт меховых изделий в Беларусь и Россию увеличился на 72,4 процента — с 184,6 миллиона долларов до 318,3 миллиона долларов. При этом импорт в нашу страну вырос в 3,9 раза. Поступления таможенных пошлин также увеличились на 7,2 миллиона долларов: для Беларуси прирост составил 86 процентов, или плюс 108 тысяч долларов.
На этом в Евразийском экономическом союзе останавливаться не стали: дальнейшее развитие механизм маркировки получил в Соглашении о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС, которое принято в феврале прошлого года. Нормы этого соглашения регулируют введение на территории союза маркировки товаров унифицированными средствами идентификации, а также устанавливают общие требования к участникам рынка.
— Учитывая, что документ вступил в силу 29 марта 2019 года, с этой даты появились правовые основания для модернизации действующего механизма маркировки в нашей стране и постепенного перехода от применения контрольных (идентификационных) знаков к средствам идентификации.
Немного терминологии для понимания: средство идентификации — это уникальная последовательность символов в машиночитаемой форме. Она может быть или в виде штрихового кода, или записана на радиочастотную метку, или представлена с использованием другого средства автоматической идентификации. Самое простое графическое представление средства идентификации — двухмерный штриховой код DataMatrix.
Благодаря маркировке рынок меховых изделий в ЕАЭС значительно «обелился».
Полезный опыт
Наши специалисты внимательно изучают, как обстоят дела у коллег из других стран. К примеру, механизм, схожий с нашей маркировкой контрольными знаками, есть в Армении. Всего в этой стране сегодня подлежат маркировке около 150 товарных групп. Армянская компания AM-PG совместно с налоговыми и таможенными органами страны разработала информационную систему VERO CODE, которая использует закрытые алгоритмы для генерации уникальных кодов. Они наносятся на идентификационные знаки и не могут быть повторно созданы, импортированы или массово скопированы.
Единая система маркировки сейчас создается и в России. В декабре 2017 года Владимир Путин подписал закон, которым наделил Правительство правом определять те товары, которые обязательно должны отмечаться идентификационными знаками.
Маркировка товаров применяется и в Европейском союзе. К примеру, там действуют новые требования к маркировке лекарств: чтобы избежать фальсификации, на упаковки лекарственных средств наносится уникальный номер, который можно в любой момент проверить по специальной базе данных. При этом используются двухмерные штрихкоды, разработанные для кодирования большого объема информации. Сейчас проект использует двухмерный матричный код DataMatrix.
Надежные башмачки
В нашей стране проверить, как должна работать эта система, решили на обуви. Совет Министров в марте принял постановление «О создании национальной системы маркировки товаров и реализации пилотного проекта по маркировке обуви средствами идентификации». Документ определил оператора национальной системы маркировки: им стало предприятие «Издательство «Белбланкавыд». Кроме того, в постановлении прописали детали реализации пилотного проекта.
На начало октября к пилотному проекту по маркировке обуви присоединились более 40 предприятий.
Выбор именно этой продукции не случаен, учитывая подходы партнеров по ЕАЭС. В России обувь уже включена в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Можно, наверное, проигнорировать этот факт, но с 1 марта 2020 года в соседней стране запретят продавать немаркированную обувь. Представитель МНС уточняет:
— Объем экспорта белорусской обуви в Россию составляет около 30 процентов, у некоторых предприятий эта цифра достигает 85 процентов. Мы заинтересованы, чтобы поставки на этот рынок были бесперебойными. Для этого во время реализации пилотного проекта и предполагается отработать технологию маркировки обуви средствами идентификации, внесения данных в информационную систему маркировки, а также механизмы обмена информацией при трансграничной торговле.
«Пилот» проводится на добровольной основе, его участниками могут стать все предприятия, которые связаны с оборотом обуви. В первую очередь это производители и импортеры. Компания-участник должна зарегистрироваться на сайте издательства «Белбланкавыд», отправить заявку на получение нужного количества кодов маркировки и нанести их на продукцию. Последний этап — внесение в систему маркировки информации о выполненной операции.
Проект стартовал 15 апреля и продлится до конца 2019-го. Один штрихкод для участника проекта в этот период обойдется в 4 копейки. Кстати, с 15 апреля маркировка обуви контрольными знаками отменена (а стоил такой знак 10 копеек). Результаты проекта проанализируют и примут решение, вводить в стране обязательную маркировку обуви средствами идентификации или нет. По данным на начало октября, к «пилоту» присоединились более 40 предприятий.
Важно знать еще один момент: в августе подписано решение Совета ЕЭК № 72 «О введении маркировки обувных товаров средствами идентификации». Документ вступил в силу в сентябре, а это значит, что в странах ЕАЭС унифицировали подходы к маркировке обуви. Кроме того, решение ЕЭК нормативно закрепило признание в других государствах — членах союза средств идентификации, генерируемых в Беларуси. Вячеслав Майковский уточняет:
— Выработанная конструкция может быть положена в основу решений Совета ЕЭК при введении маркировки других товаров. Она универсальна и позволяет обеспечивать беспрепятственный экспорт белорусской продукции на рынок стран — партнеров по ЕАЭС вне зависимости от того, введена обязательная маркировка таких товаров в нашей стране или нет.
На октябрьской выставке BelTexIndustry тему прокомментировала и председатель концерна «Беллегпром» Татьяна Лугина. Она подчеркнула: пилотный проект поможет адаптироваться нашим производителям к изменениям на обувном рынке России.
— Основной посыл введения маркировки на российском рынке — прослеживаемость товара и защита от «серого» импорта, контроль количества и качества ввозимой продукции.
Одежда ждет отметок
Не останутся в стороне и белорусские швейники: 27 июня в России стартовал пилотный эксперимент по маркировке ряда товаров легпрома. В перечень, утвержденный Правительством России, попало чуть больше десятка групп товаров. В том числе рабочая одежда из натуральной или композитной кожи, женские и детские трикотажные блузы и блузки машинного или ручного вязания, мужские, женские и детские пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, в том числе лыжные, ветровки и аналогичные им изделия, а также постельное, кухонное, столовое и туалетное белье. Впрочем, уже с 1 декабря маркировка этих товаров в соседней стране станет обязательной. Как и в случае с новыми шинами и покрышками, духами и туалетной водой, фотокамерами, за исключением кинокамер, фотовспышками и лампами-вспышками.
Вообще же, россияне предложили всем соседям маркировать перечисленные товары. Правда, поддержать ли призыв полностью или частично — дело каждого. В любом случае, нашим экспортерам придется согласиться на условия, чтобы легально торговать с Россией. Соседи просят войти в положение: преследуемая цель — снижение оборота контрафактной продукции, борьба с «серым» рынком и челночным бизнесом, создание системы прослеживаемости всего пути товара.
Соседи заверяют: принцип маркировки одежды, скатертей и полотенец будет схож с маркировкой обуви, так что при случае можно что-то уточнить у коллег. На информационном форуме во время недавней выставки BelTexIndustry специалисты постарались разъяснить нюансы для наших производителей.
Ремарка в тему: маркировать трикотаж, платья в Евразийском экономическом союзе хотели еще лет пять назад. Позже остановились на изделиях посолиднее — меховых — и их маркировке контрольными знаками с RFID-метками.
Сейчас маркировать вновь вводимые товары будут средствами идентификации.
— DataMatrix может наноситься на товары или упаковку тремя способами. На защищенную этикетку и потом на товар — раз. На незащищенную этикетку с последующим нанесением защитного знака — два. Либо код можно будет наносить на незащищенную этикету, но использовать электронные накладные. До вывоза из Беларуси товар должен быть промаркирован, — отметила начальник управления электронных систем контроля главного управления контроля реализации товаров и услуг Министерства по налогам и сборам Ольга Тараканова.
На первых порах наш национальный оператор будет взаимодействовать с российским.
— Основная задача производителей будет через личные кабинеты получать и заполнять анкеты о характеристиках товара, передавать их национальному оператору, оттуда — соседям для получения кодов маркировки. Они затем в обратном порядке поступят к предприятиям для наклейки на каждый вид товара. Россияне обещают, что обмен информацией будет очень быстрым — около 100 тысяч кодов за час. Будет и переходный период, во время которого можно наклеивать на остатки в сети штрихкоды, — пояснила председатель концерна «Беллегпром» Татьяна Лугина. — Все предприятия получили письма и презентации, но обратную связь мы мало от кого получили. Возможно, документы, как это порой бывает, положили на край стола. Но если у вас доля экспорта большая, уже сейчас надо изучать, что к чему. Нужна помощь — готовы провести в концерне встречу, чтобы пошагово рассказать о нововведении. Вообще же, наши восточные партнеры дают бизнесу такой посыл: на этом не останавливаемся, идем в другие группы товаров.
КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ
Александр КРУГЛИК, президент «Рослегпрома»:
— Пятый год наша легкая промышленность находится в тяжелом положении: покупатели приходят за обновками реже, следом падают инвестиции и производство. В России и Беларуси схожие проблемы, ведь вы набираете обороты после модернизации отрасли. В то же время нам надо предвидеть вызовы рынка. Например, недавно подписали Соглашение о формировании зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Сингапуром. Переговоры идут с Индией, Ираном, Израилем, Пакистаном, Египтом, Китаем, мечтают об этом и в Узбекистане… Я перечислил страны, которые в первую очередь при положительном исходе пошлют сюда большое количество товаров. И нужно быть готовыми к последствиям. Взять, например, Вьетнам, с которым у «пятерки» есть соглашение о зоне свободной торговли. Когда-то у нас на рынке вьетнамская обувь занимала 20 процентов, сейчас уже — 70 процентов. При этом Вьетнам вдруг стал четвертым в мире производителем обуви. Считаю, нужно менять отношение к своей легкой промышленности, в первую очередь — условия налогообложения.
Пожалуй, самая главная наша проблема — контрабанда и контрафакт. Практика с меховыми изделиями показала: положительный эффект был своеобразным всплеском, контрафакт это не ликвидировало. Его доля в размере 30 процентов как была, так и осталась. Товар по-прежнему надо проверять на наличие маркировки. Такой же подход, по моему мнению и мнению обувщиков, придется применять и во время действия маркировки обуви. Потому что сама по себе заявленная процедура не даст эффекта.
АКТУАЛЬНО
Этикетка для сережек
1 сентября этого года в стране стартовал еще один проект, связанный с маркировкой, — на этот раз ювелирных изделий. Курирует его Министерство финансов.
Заведующая сектором международных интеграционных проектов Департамента государственных знаков Минфина Татьяна Кушнер уточняет: пилотный проект запустили, чтобы протестировать новый механизм контроля за оборотом ювелирных изделий и при этом сильно не вмешиваться в работу предприятий, которые выпускают подобную продукцию.
Представитель Минфина рассказывает: подобный проект реализовали и в России. Правда, там это не пилотный проект, а эксперимент, и затрагивал он больше сфер:
— Российский эксперимент, в отличие от нашего, охватывал и сырье для производства ювелирных изделий. В Беларуси острой необходимости маркировать сырье пока нет, но мы к этому тоже придем в ближайшие год-два. Пока мы начали с готовых ювелирных изделий, чтобы посмотреть, каким образом будет реализовываться механизм, насколько он будет востребован и какую информацию мы сможем получать.
Маркировка ювелирных изделий в стране — это тоже добровольное дело. Если компания захочет участвовать в проекте, она должна зарегистрироваться на сайте datamark.by. Во вкладке «Ювелирные изделия» нужно найти кнопку «Стать участником», ввести данные, которые просит система. Какое-то время уйдет на проверку этих данных. И если все хорошо, то предприятие будет зарегистрировано в качестве участника «пилота». После этого ему будут предоставлены доступ в личный кабинет, логин и пароль.
Сейчас предприятию предлагают два способа маркировки: нанесение знака защиты, содержащего код идентификации, на свою этикетку или использование защищенной этикетки для нанесения кода идентификации.
— Что касается первого варианта, то на знаке защиты будет код DataMatrix. Такие знаки защиты необходимо заказать через личный кабинет в электронном виде, оплатить их стоимость, а потом получить в торговых точках издательства «Белбланкавыд». Этот знак защиты наносится на этикетку готового изделия. Последний этап — отметить в системе маркировки, какое изделие было промаркировано. Все необходимые инструкции придут в личный кабинет после регистрации, — уточняет специалист.
Второй вариант — защищенная этикетка, бланк которой утвержден постановлением Минфина и содержит элементы защиты от подделки.
— Сейчас в качестве участников пилотного проекта зарегистрировались две компании. Официально проект будет длиться до 1 сентября 2020 года. Весной мы подведем предварительные итоги, исходя из которых и будет приниматься решение, что делать дальше. Возможных вариантов три: либо мы продлеваем пилотный проект, либо мы его завершаем (если он полностью не востребован и не дал тех результатов, на которые мы рассчитывали), либо у нас вводится обязательная маркировка ювелирных изделий.
druk@sb.by
mich@sb.by