Сегодня в Большом театре Беларуси состоится премьера балета «Лебединое озеро»

Новое вечное «Лебединое озеро»

«Лебединое озеро» и премьера?» — наверняка спросит кто-то из читателей, вспомнив, как ходил на этот балет ребенком, а потом водил своих детей. Действительно, премьера «Лебединого» прошла в Минске в 1938 году. Потом его ставили в 1948, 1967, 1978, 1986 и 2012 годах. И каждый раз этот балет выглядел немного иначе. Каким мы увидим его сегодня?

Сцена из спектакля.

Три месяца до премьеры

О том, что художественный руководитель Большого театра Беларуси Валентин Елизарьев будет ставить балет «Лебединое озеро», я узнала за три с половиной месяца до премьеры. Удивилась: у нас в театре ведь идет «Лебединое»! Идет давно и с неизменным успехом, собирая полные залы, как и по всему миру. Это один из самых аншлаговых спектаклей мирового балета. И один из самых ярких примеров того, что начинается провалом, а продолжается победным шествием — такие истории сейчас очень популярны: собраться с силами, подняться и идти дальше. 

Спрашивала у Валентина Николаевича, насколько «новой» будет эта версия спектакля. «Я восстанавливаю редакцию, прежде всего, старого московского «Лебединого озера» по тем крупицам, которые донес до нас Асаф Мессерер. И в этих традициях есть несколько не поставленных номеров из партитуры Чайковского. Я буду их ставить».

Во время репетиций.

— Что именно? 

— Последнее трио Одетты, Принца и Ротбарда. Обязательно поставлю русский танец — там потрясающая музыка, но не сохранилась хореография. Добавлю танец шутов, который не сохранился, хотя был в постановке. Для меня этот спектакль — потрясающий музей хореографии, но поскольку мы живем все-таки в XXI веке, я попытаюсь придать ему вид не только музейный, но и современный. 

Двадцать пять дней до премьеры

На сцене впервые вывесили декорации. Художником спектакля стал народный художник России и лауреат Государственной премии Беларуси Вячеслав Окунев. В зале Валентин Елизарьев и все ответственные за изготовление декораций и костюмов, свет и бутафорию. Декорации висят на сцене, в зале висит тишина. Немного зловещая. «На эскизах это выглядело иначе», — говорит Елизарьев. Начинают играть светом — при правильном освещении вид меняется кардинально, и то, что минуту назад казалось мрачным, становится романтическим, по озеру идет рябь, в окне готического замка бьется преданная Одетта. 

— Как быстро успевают заменить картины? — спрашивает Елизарьев. 

— Обычно за минуту 35 секунд. 

— Вы должны сделать это быстро, это очень важно.
Валентин Елизарьев изменил структуру: актов будет не четыре, а два — менять декорации и переодеваться придется быстрее обычного.

По прошествии многих лет Татьяна Шеметовец снова выйдет на сцену, на этот раз в роли Королевы.

Пятнадцать дней до премьеры

В расписании балетной труппы — шесть репетиций к «Лебединому». Готовятся четыре состава ведущих солистов, два — солистов, несколько Ротбардов и шутов. Шут, кстати, партия технически весьма сложная, до виртуозности. 

Две недели до премьеры — самый трудный и нервный период: репертуарные спектакли никто не отменял, и артистам нужно справляться с повышенной нагрузкой. «Работают с энтузиазмом», — говорит Елизарьев, обычно скупой на похвалы. 

Десять дней до премьеры

Пока оркестр занимается корректурой (сначала музыканты репетируют в группах, а потом собираются вместе, чтобы свести звучание), на главной сцене начинаются репетиции в костюмах. Заведующая балетной труппой Татьяна Шеметовец объясняет, почему костюмы нужно надевать пораньше. «Потому что в них меняется пластика, посадка головы. Всегда есть какое-то неудобство: здесь жмет, там тянет. К костюмам надо привыкнуть, поэтому лучше заранее, — и почти без перехода: — Вы знаете, что я буду выходить Королевой?» Теперь знаю. «Это предложение было неожиданным и очень лестным. На самом деле это приятное ощущение — снова оказаться на сцене. Репетиционный процесс — то, что держит меня на плаву. Я держу спину!» — смеется. На самом деле все балетные держат спину всегда: не могут иначе. 

«Ну, мужики, не подведите! — напутствует Елизарьев перед мазуркой. — Панове, несите себя гордо!» И добавляет: «Чтобы к следующей репетиции у всех занятых в польском и венгерском танцах были усы». Говорит как будто в воздух, но уверен: его услышат. На следующей репетиции все панове и мадьяры уже с усами. «Хорошие», — удовлетворен Елизарьев. Цвет вееров в руках артистов, их наклон, жемчужины и высота кокошника в русском танце — мы этого, может быть (да скорее всего!), не заметим, но Елизарьев и его команда вдаются в каждую деталь, отмеряют каждый сантиметр: все работает на образ артиста и спектакля, а значит, на наше с вами впечатление. Постановщики все время думают о нас — зрителях.

Валентин Елизарьев на репетиции.

Репетиция идет в костюмах, но без оркестра. Дирижер Владимир Оводок занимает непривычное для себя место — на сцене, рядом с роялем. Со стороны, особенно для непосвященного, это выглядит немного странно: оркестра нет, но им дирижируют. Это нужно, чтобы запомнить темп движения, откорректировать его вместе с артистами.
Ведь дирижер может испортить любой балет: будет играть слишком быстро — загонит артистов, которые обязаны подчиняться музыке, будет играть слишком медленно — тоже загонит, потому что танцевать слишком медленно так же сложно, как и двигаться с ускорением. 
Но это не единственная странность, которую я, человек со стороны, наблюдаю на этой репетиции. Публики нет, никто не аплодирует, но артисты раскланиваются. Поклоны — часть спектакля, их репетируют так же, как и все номера. Но в этом «Лебедином» они несут дополнительную нагрузку: дают артистам возможность переодеться между картинами. 

Три дня до премьеры

«Девочки, каждый день набираете! Молодцы!» — говорит Валентин Елизарьев на очередном прогоне. Сегодня первая оркестровая репетиция. Костюмы, грим, поклоны и оркестр — настоящий спектакль. Но пока еще «как будто»: оркестр можно остановить и попросить сменить ритм. 

— Эвен, не слишком медленно это было?

— Медленно. 

Но сам ускориться не просит: профессиональный артист справится с любым ритмом, даже если он не слишком комфортен. Дарья Медовская — Одетта\Одиллия — еще не танцевала больших сольных партий, а тут сразу такая! Эмоции зашкаливают, даже если единственные зрители сегодня — коллеги. Коллеги, кстати, подбадривают: аплодировали после фуэте, а похвала от своих дорогого стоит. 

«Надеюсь, будет хороший результат», — говорит Валентин Елизарьев. Мы предвкушаем. Новое платье для премьеры я купила в тот же день, когда артисты надели на репетицию костюмы. Потому что премьера «Лебединого озера» — всегда праздник. 

plesk@sb.by

Фото Павла СУЩЕНКА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter