Сейчас в замке находится Гродненский историко–археологический музей. Предназначение здания не изменится и после ремонта. В ходе реставрации историкам, археологам, архитекторам и строителям придется работать в плотной связке, приводя к общему знаменателю готовый проект и результаты исследований, сделанных во время строительных работ. Речь не просто о капитальном ремонте. Необходимо вернуть замку внешний вид, который был в конце XVI века, когда королевский архитектор Санти Гуччи завершил строительство своего очередного шедевра для короля Речи Посполитой Стефана Батория.
Строительные работы было решено разбить на три этапа. Сейчас реализуется первый: реставрируются входная группа и половина стены над Неманом с башней. Строительный проект готов, проект интерьеров — пока в разработке. К проектированию двух последующих очередей: реконструкции дворца, строительства дома администратора и обустройства дворовой территории — еще не приступали.
— Снимаются слои по 10 — 12 сантиметров, все фиксируется: фотографируется, зарисовывается, измеряется. Земля перебирается в поисках интересных находок. Пока их немного: шахматная фигурка предположительно XVI века, два кольца и несколько керамических плиток времен Витовта. С прохождением каждого последующего слоя вопросы не снимаются, а появляются. Например, прямо перед въездными воротами нашли часть деревянной постройки, в которой полно овса и лежат деревянные плахи. Что это — конюшня у входа? Или наоборот — стойло во дворе, ведь во времена Витовта вход в замок располагался со стороны моста через Неман.
Еще одна сложность в работе — то, что никаких метрических указаний на замковые габариты и интерьеры в архивах нет. В основном руководствоваться приходится древними гравюрами, археологическими раскопками и случайными находками. Во время разборки бывшей каплицы, в помещении которой долгое время находились кабинеты научных сотрудников, был найден фрагмент расписной штукатурки: зелено–бирюзовый орнамент с красно–черными штрихами, а под полом — сбитые детали карнизов. Эти находки станут отправной точкой для проектировщиков, которые занимаются интерьерным оформлением каплицы. Здесь также были найдены заложенные оконные проемы. Они после реконструкции будут восстановлены и станут витражными.
Подсказкой могут стать также другие работы королевского архитектора Санти Гуччи. Они сохранились вблизи Кракова и в самом польском городе. Его творческий почерк исследователям известен, и дошедшие до наших дней элементы отделки гродненского замка свидетельствуют, что он сильно не изменялся.
В прошлом году из республиканского инвестиционного фонда на реконструкцию Старого замка поступило 500 тысяч рублей, такая же сумма была выделена из областного бюджета. В этом году из обоих источников на восстановление архитектурного памятника поступит 500 и 700 тысяч соответственно. Первый заместитель начальника главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гродненского облисполкома Елена Климович подчеркивает, что для жителей региона древний замок имеет особое значение:
— Это уникальный объект. Во–первых, единственный королевский замок в Беларуси. Во–вторых, здесь на совсем небольшой площади сконцентрированы памятники архитектуры разных веков, начиная с XII. И самое главное — это музей, который хранит нашу историю и традиции. Он может быть интересен и для наших жителей, и для туристов. Кстати, сегодня в экспозиции музея экспонаты в основном краеведческой направленности, но в наших планах — дополнить ее интерьерным показом замковой культуры.
Планируется, что при сохранении нынешнего темпа финансирования завершения строительных работ первой очереди реконструкции гродненского Старого замка можно будет ожидать к 2021 году.
КСТАТИ
В начале 90–х годов прошлого столетия минский архитектор Владимир Бочков предложил свой вариант реставрации замкового комплекса. По его мнению, входная группа должна отстраиваться в том виде, в котором она была в конце XVI века, а строения во дворе — такими, какими были в XI — XII веках. При том, что никаких исторических свидетельств об их внешнем виде не было, за исключением разве что остатков фундаментов, обнажившихся при археологических раскопках. Планировка помещений, высота зданий и форма крыш были исключительно плодом фантазии создателя проекта реконструкции. Неудивительно, что предложение было отклонено научно–методическим советом при Министерстве культуры. Тем не менее макет этого «воздушного замка» до сих пор хранится в экспозиции музея.
czcz@onet.eu
Фото Бориса МЕЩЕРЯКОВА.