Ставку делаем на жителей поселка Елизово. На подготовку и переподготовку кадров, повышение их профессионального уровня, создание надежных условий труда и быта направляем немалые средства. Уверен, что вложенные деньги окупятся мастерством наших работников.
В текущем году, как и в предыдущем, рассчитываем сработать с прибылью. Ищем новые рынки сбыта продукции, работаем над повышением ее качества, конкурентоспособности, расширением ассортимента. Не сомневаюсь в том, что “Елизово” ждет хорошее будущее.
300 потребителей более чем в 10 странах
Если, скажем, вы приобрели в магазине свои любимые овощные консервы, то стеклянная банка, в которой они так аппетитно смотрятся, наверняка изготовлена на СЗАО “Стеклозавод “Елизово”, что в Осиповичском районе. То же самое можно сказать в отношении тары для розлива пива и водки таких производителей, как “Крынiца”, “Алiварыя”, “Кристалл”, “Белалко” и других.
Предприятие специализируется на выпуске широкогорлой и узкогорлой бесцветной стеклянной тары с различными видами укупорки и коричневой пивной бутылки. Ассортимент производимой продукции включает более 30 наименований против четырех, выпускаемых здесь до создания белорусско-австрийского совместного закрытого акционерного общества “Стеклозавод “Елизово”.
На отечественный рынок названной продукции уходит примерно более половины от всего объема. Предприятие сориентировано на экспортные поставки. В Россию, Украину, Казахстан, Азербайджан, Армению, Германию, Албанию, страны Балтии, Польшу... Перечень включает в себя свыше 10 стран с находящимися там более чем тремястами предприятиями.
Самыми взыскательными в этом списке являются, пожалуй, страны Балтии и Польша, которые отправляют производимую ими продукцию в государства Евросоюза. Поэтому изначально уровень требований к стеклотаре из “Елизово” у них был и остается высоким. Однако елизовские стекловары еще ни разу не подвели своих партнеров: контракты выполняют со 100-процентной гарантией.
На предприятии отмечают, что и некоторые белорусские потребители, если можно так сказать, стеклобанок и стеклобутылок тоже отличаются хорошим вкусом. В частности, это касается таких производств, как “Санта Бремор” и “АВС”.
Взыскательность потребителей обязывает стекловаров соответствовать самым высоким требованиям, иметь репутацию надежного поставщика качественной, конкурентоспособной, экологически чистой продукции. Да иначе и быть не может: предприятие укомплектовано технологическим оборудованием от лучших мировых производителей. Стеклоформирующие линии из Германии, печи отжига из Италии, упаковочное оборудование из Франции и России. Здесь также внедрены современные системы качества и безопасности продукции — ИСО 9001 и НАССР. Кстати, среди промышленных предприятий сертификат НАССР здесь был внедрен впервые в Беларуси.
Детище господина Мерлиса в надежных руках
Восхождение предприятия к вершинам профессионального мастерства началось через 90 лет после его создания. Здесь это называют его вторым рождением.
Вообще, стеклозавод в населенном пункте Елизово появился в сентябре 1913 года. Его основателем был купец первой гильдии М.Мерлис. Это, однако, не помешало ему уже буквально на следующий год задержать выплату коллективу заработной платы, за что власти наложили арест на имущество завода, временно отстранив его хозяина от управления предприятием. Инцидент послужил хорошим уроком для господина Мерлиса: он не только выплатил долги по зарплате, но и впредь больше не допускал подобного.
Для нынешних управленцев эта история тоже поучительна: стоит ли сегодня обижаться на порой излишнее, как кому-то кажется, внимание государства к работе предприятий, в том числе и частных — такая практика, как видим, существовала еще в царской России.
В советское время завод продолжал свою деятельность уже как сугубо государственное предприятие. Всякое случалось в его истории. Были и взлеты, и падения. Глубокий кризис разразился в середине 90-х. Тогда вследствие развала Союза многие предприятия пришли в упадок. Елизовские стекловары тоже еле-еле сводили концы с концами. Закрываются два цеха. Персонал сокращается с 1650 до 650 работающих. Падает трудовая и общественная дисциплина. Растет социальная напряженность. Такое положение сохранялось вплоть до 2002 года, когда на базе предприятия было создано белорусско-австрийское совместное закрытое акционерное общество “Стеклозавод “Елизово”. После этого в биографии предприятия начался новый этап.
Для нового собственника — австрийской компании АТЕС, которой принадлежат 65 процентов акций, было очевидным: реанимировать предприятие можно только путем переоснащения производства современным, высокоточным и высокотехнологичным оборудованием. Это потребовало огромных финансовых вложений — совокупные инвестиции составили порядка 41 миллиона долларов США. Сегодня некогда отстающее предприятие вышло в лидеры отечественной стекольной промышленности. Работает прибыльно, создает новые рабочие места, исправно выплачивает заработную плату. Продукция — стеклобанка и стеклобутылка — с одинаковым успехом востребована на отечественном и зарубежном рынках. В кругу потребителей “Елизово” воспринимается как синоним всего самого лучшего и надежного. Об этом свидетельствуют и многочисленные награды: дипломы, грамоты, благодарственные письма. Их завод неоднократно удостаивался на различных престижных выставках и конкурсах.
Дважды предприятие посещал Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. Ознакомившись с производственным процессом, глава государства поддержал предложения АТЭС по дальнейшему развитию завода и определил приоритетные направления. Создание СЗАО “Стеклозавод “Елизово” он назвал одним из наиболее удачных примеров интеграции экономики Беларуси с экономикой Запада.
Перспективные направления
С 2002 года на заводе поэтапно реализуется масштабный инвестиционный проект. Осуществлены реконструкция, модернизация и техническое переоснащение одного составного и трех стеклотарных цехов (в цехе N 1 отремонтированы стекловаренная печь и технологическое оборудование, в других цехах заново отстроены стекловаренные печи, закуплено и установлено новое оборудование). Создана система оборотного водоснабжения, построен складской комплекс, модернизировано компрессорное хозяйство. В 2006 году установлено уникальное оборудование — анализатор капли GIA производства шведской компании Gedevelop, одного из мировых лидеров инновационных разработок.
Достоинством установленного на заводе иностранного оборудования является то, что оно позволяет производить стекло исключительно высокого качества: прочное, надолго сохраняющее свои физические свойства. По сравнению с 2002 годом объем производства продукции увеличился в 7 раз.
В конце прошлого — начале нынешнего года на заводе внедрен проект “Декорирование”. Была произведена реконструкция незадействованных более десяти лет производственных площадей бывшего цеха стеклохолста, а также всех инженерных систем. Здесь установили 8-цветную немецкую автоматическую машину трафаретной печати, итальянскую печь обжига. Кроме того, создали лабораторию подготовки трафаретов на оборудовании немецких и швейцарских производителей. Это единственное предприятие в республике, которое использует такое современное и высокоточное оборудование для шелкографии.
Следующий этап реализации проекта — освоение сатинирования на оборудовании немецкого производителя. В целом декорирование стеклянной тары методами шелкографии и сатинирования является важным шагом на пути импортозамещения товаров и услуг для ликеро-водочной отрасли Беларуси.
Существенным в этом проекте является то, что многокрасочный рисунок-этикетка не наносится на поверхность бутылки, а вживляется в само стекло, из которого она изготовлена. Такая технология декорирования позволяет производителям водки избежать подделок своей продукции, представить товар в максимально привлекательном оформлении, что, естественно, способствует повышению спроса.
Несмотря на предпочтение, которое отдается иностранному оборудованию, здесь бережно сохраняют все то, что еще может приносить пользу. В обновленном формате используются надстроенные и отреставрированные здания, которые теперь выглядят помолодевшими и совсем не похожими на себя прежних. А на одном из участков по производству банки все еще используются прежние, но вполне пригодные механизмы. Удивляться здесь нечему: рачительный хозяин прежде, чем что-то выбросить, всегда подумает о том, стоит ли это делать.
Параллельно с основным функционируют вспомогательные производства. К примеру, по изготовлению термоусадочной полиэтиленовой пленки. Создание этих производств позволило не только расширить перечень выпускаемой продукции, но и создать дополнительные рабочие места, что для жителей 3-тысячного поселка городского типа Елизово является весьма существенным фактором.
Дерзновения молодых и опыт ветеранов
Сегодня предприятие дает работу более чем тысяче человек, т.е. каждому третьему жителю поселка Елизово. За 90 с лишним лет здесь выросли целые династии стекловаров. Из поколения в поколение передают они секреты профессии.
В наши дни на заводе делается ставка на прогрессивную, образованную молодежь, инициативных и грамотных управленцев. Один из цехов, к примеру, возглавляет Олег Гербач. Ему 28. Руководитель другого цеха — Сергей Марцинкян закончил вуз два года назад. Много молодежи среди рядовых работников. Это заметили даже посещавшие завод иностранные специалисты из Германии.
Рядом с молодыми производственниками успешно трудятся ветераны. Одним из них является технический руководитель Александр Желобкович, мнением которого дорожат и руководство, и подчиненные. В сочетании энергии и дерзновения молодых, опыта и рассудительности старших и кроется причина успешной работы предприятия.
На заводе созданы надлежащие условия труда и быта. Персонал обеспечивается спецодеждой. На должном эстетическом и санитарно-гигиеническом уровне оборудованы бытовые комнаты. Словом, о человеке труда проявляется искренняя, а не показушная забота.
Создан музей истории и трудовой славы. Его экспозиция основана на уникальной документации, связанной с историей завода. Собраны материалы, освещающие различные технологии стекольного производства, представлены стеклянные изделия разного времени. Много внимания уделено жизни и традициям предприятия.
Открытие музея стало настоящим событием. В нем реализовался один из пунктов многогранной социальной политики руководства белорусско-австрийского совместного закрытого акционерного общества “Стеклозавод “Елизово”. Следует заметить, что в рамках социальной политики завода проведены работы по благоустройству поселка, изменен внешний облик предприятия, внутризаводской и прилегающей территорий.
Открывая музей, руководство АТЭС стремилось показать как историю одного из старейших предприятий республики, так и историю развития стекольной отрасли в целом. В экспозиции представлены материалы, рассказывающие о ручном способе изготовления стекла и переходе к автоматизированной организации процесса производства. Музей отражает весь путь, пройденный заводом, пережившим Первую мировую войну, Октябрьскую революцию, Гражданскую и Великую Отечественную войны, наконец, печально известную перестройку.
В коллективе чтут традиции предшественников. В далеком 1928 году елизовские стекловары совершили велопробег по маршруту Елизово—Гомель. Спустя 78 лет такой же велопробег, только на этот раз по маршруту Елизово—Минск осуществила команда велосипедистов из числа нынешних работников завода. Кстати, в ее состав входил и генеральный директор предприятия.
— Моральные стимулы очень важны для нас, — говорит заместитель генерального директора предприятия Александр Шнек. — Они делают человека духовно богатым, воспитывают в нем лучшие качества труженика и гражданина.
...Интересно, как бы оценил сегодняшние достижения завода его основатель господин Мерлис? Наверняка остался бы доволен увиденным.