Рынок электронных сервисов нашей страны продолжает интенсивно расти, несмотря на внешние вызовы. Расширяется не только количество, но и качество обслуживания. Так, по словам начальника отдела электронной коммерции НЦЭУ Светланы Караневич, количество оказанных электронных услуг с начала года составило более 33 миллионов. Это практически в два раза превышает показатель прошлого года.
Во время пресс-конференции в Доме прессы Светлана Караневич представила новые электронные сервисы для граждан. Она отметила, что портал электронных услуг НЦЭУ и личный кабинет постоянно обновляются и уже сегодня позволяют получить доступ к 230 электронным услугам. Они представлены в разных областях: от налогообложения, социальной защиты, земельных и имущественных отношений до получения гражданства, эмиграции, визовой поддержки.
— С января функционирует новый электронный личный кабинет, который предоставляет новые возможности. В прошлом году с сентября начали выдавать ID-карты, но старая версия портала не умела с ними работать. Новая версия может проводить авторизацию пользователя через карту. Также появился лицевой счет. Ранее услуги, оказываемые по предоплате, требовали постоянного внесения денежных средств и получения услуги. Теперь же можно пополнить лицевой счет и оплачивать услуги. Делать это можно теперь не только через ЕРИП, но и через АССИСТ.
Также, по ее словам, появилась возможность совершать сборные платежи. Например, ряд услуг или процедур требует внесения госпошлины за получение данных, выписок, справок. Сейчас пользователь может на портале оплатить всю услугу целиком, и это позволит совершиться всем платежам на необходимых счетах.
— Кроме этого, теперь у физлица есть возможность пользоваться сервисом электронной почты, где можно обмениваться юридически значимыми документами. Можем, например, подписать документ электронной цифровой подписью на ID-карте и отправить в организацию или другому гражданину.
— Ранее все личные кабинеты были привязаны к физлицу, а теперь появляется личный кабинет организации, который для ее руководителя позволяет получить новые функции. Среди них электронный документооборот для маленьких компаний, которые могут его вести с количеством пользователей не более десяти. Они могут взаимодействовать между собой с использованием системы межведомственного документооборота. Руководитель может добавлять сотрудников, назначать им роли и права доступа к услугам.
В НЦЭУ совместно с МИД разрабатывается электронная услуга по выдаче однократных въездных виз в страну, что позволит автоматизировать их выдачу, чтобы не приходилось посещать консульские учреждения Беларуси за границей, подавать документы, ожидать разрешения.
— Все это будет делаться онлайн. В рамках пилотного проекта это будут однократные краткосрочные визы категории «С». В дальнейшем планируем распространение этого проекта и на другие типы виз. Например, на обучение. Сейчас услуга проходит тестирование в нескольких загранучреждениях МИД. Реальные сотрудники консульских учреждений тестируют услугу, с тем чтобы выявлять возможные вопросы.
— В НЦЭУ работают над созданием базы данных иностранных студентов, которая будет автоматизировать ряд взаимодействий, существующих сегодня между иностранцами, вузами, отделами по гражданству и миграции на бумаге. Речь идет о направлении и приглашении в вуз, одобрении этого приглашения и выдаче запроса на въезд в Беларусь, а также остальных мероприятиях. С вводом такой базы данных ожидается, что все эти процессы будут автоматизированы и взаимодействие будет происходить через личный кабинет Единого портала электронных услуг.
Кроме того, по словам Светланы Караневич, НЦЭУ работает над комплексной электронной услугой по проверке сведений об автомобилях с пробегом. В перспективе такая услуга будет работать на основании сведений из четырех баз данных. В их числе ГАИ, «Розыск», «Белтехосмотр», картотека Белорусского бюро по транспортному страхованию.