Дело этого сутенера называют беспрецедентным. За пару лет молодой человек из Минска вовлек в занятие проституцией 38 школьниц и студенток колледжей из разных регионов страны. Сегодня, когда его жертвы достигли совершеннолетия, в милиции сочли возможным раскрыть нюансы циничного преступления.
Оперативники ГУВД Мингорисполкома вышли на сутенера, можно сказать, случайно. Одна из задержанных несовершеннолетних проституток рассказала про О., который научил ее постыдному ремеслу. Он же, как рассказали мне оперативники, лично вывозил девочку на трассу. Во время допроса школьница заявила, что О. — «менеджер с особыми предпочтениями». Его интересуют исключительно несовершеннолетние жрицы любви.
«Хотя прошло уже несколько лет, я хорошо помню это дело, — Александр Грачев, заместитель начальника управления по наркоконтролю и торговле людьми ГУВД Мингорисполкома, рассказывает, что преступник обладал даром психолога. — Он умело обрабатывал, по сути, детей, предлагая им полную анонимность и хорошие деньги». К сожалению, юные девчушки без стойких нравственных ориентиров легко поддаются на подобные уговоры. Однако в данном случае, говорит Грачев, «работницами» О. становились не только дочери родителей, ведущих асоциальный образ жизни, но и те, у кого было все. Именно поэтому оперативникам было нелегко разобраться в этом деле: родители девчонок, которые проходили по делу как потерпевшие, активно препятствовали работе сыщиков, не хотели, чтобы их дети были причастны к расследованию. Почему же к проституции удавалось склонить тех, кто не особо нуждался в деньгах? Оперативники полагают, что на такую работу они соглашались из жажды приключений, как сами признавались на допросах, «хотели попробовать чего-то нового».
Читаю материалы уголовного дела, и у меня холодеют руки. Даже после того, как девочки сообщали соблазнителю, что им 13 или 14 лет, он не переставал их обрабатывать. Потенциальных работниц своей службы О. искал в соцсети ВКонтакте. Как происходила типичная вербовка? Агрогородок Большевик. 13-летняя школьница после учебы — сразу за компьютер, в социальную сеть. Внезапно приходит сообщение от О. Симпатичный молодой человек на аватарке предлагает дружбу и общение. Оксане о нем рассказывала одноклассница и отзывалась исключительно хорошо. Девочка, воодушевленная, начинает общение с незнакомцем. Через пару дней разговор приобретает другой формат. О. настойчиво предлагает Оксане работу: «Мальчики к тебе будут приходить накачанные и даже сами будут все делать, а ты станешь только деньги получать».
— Он писал какими-то загадками, ходил вокруг да около. Но я понимала, о чем идет речь. Он предлагал мне спать с этими мальчиками, — позже расскажет оперативникам девочка. Оксане О. писал долго и настойчиво: — Я не знала, как ему отказать и сказать, чтобы больше мне не писал. Помню, как он спрашивал мой адрес. Но потом я просто перестала ему отвечать.
Некоторым негодяй сразу предлагал начать работать, обещая полную анонимность. Других приглашал для начала на фотосессию, заверяя, что никакого интима быть не может. Зонты, софиты, дорогая техника. Когда девочки попадали в квартиру-студию на улице Могилевской, они еще не догадывались, что через два часа перед объективом фотоаппарата им предстоит предстать нагишом. Шутками-прибаутками фотограф аккуратно раскручивал школьниц на откровенные позы. Внушительный фотоархив со снимками несовершеннолетних оперативники найдут позже при обыске, благодаря чему удастся выйти на потерпевших. География проживания школьниц, которые получили предложения от О., — почти вся Беларусь. Общаясь с девочками, тот не скрывал, чем именно им предстоит заниматься. Обещал искать клиентов, гарантируя, что никаких неприятностей сами подростки иметь не будут. «Я сразу сказала ему, что мне 14 лет и ничем таким я заниматься не буду. Но он настаивал. Тогда я дала ему совершенно незнакомый, выдуманный адрес и телефон. После этого он перестал мне писать», — рассказывает потерпевшая Н. из агрогородка под Минском. Однако от предложения отказывались далеко не все. Некоторые после убедительных уговоров соглашались на встречу. «Я помню, это был праздник деревни. О. приехал на классной, дорогой машине. Мы с подругой встретились с ним возле церкви, сели к нему на заднее сиденье. Он спросил, куда можно поехать, где тихое место. Сказали ехать в лес неподалеку. Когда были на месте, он пересел к нам на заднее сиденье. Обнял меня. Я испугалась. Мы с подругой начали кричать, что ничего не хотим и чтобы он отвез нас домой. Он пытался переубедить нас, но потом отвез туда, где забрал».
Из допроса пострадавшей 15-летней К.:
— Я познакомилась с О. в интернете. Он настойчиво писал мне сообщения, рассказывал, какая я красивая и как много денег могу заработать. Но я его отшила. Знала, что он от меня хочет.
Из допроса пострадавшей 13-летней М.:
— Сначала мы долго переписывались, я ему не доверяла. Потом вместе с подругой мы встретились с О. В тот день он научил нас всему, до этого таким мы не занимались. Заплатил по 20 долларов каждой. Мы с ним встретились еще 2 раза. Потом были другие, от О. Сколько точно — не помню, около 50 человек.
Любой тип интимных услуг оговаривался с девочкой заранее в переписке. В зависимости от того, на что она соглашалась, устанавливалась стоимость: 100 — 150 или 200 долларов за час. «При этом, — рассказывает оперативник К., — О. списывался с девочками как сутенер, но сам же приезжал и как клиент. Хотя девушки не имели понятия, что это он». Именно поэтому его действия квалифицировались как вовлечение в занятие проституцией, а не организация.
О. осудили и назначили наказание в виде 11 лет лишения свободы. За пару лет он превратил несколько десятков школьниц в проституток. Некоторые из них, возможно, до сих пор продолжают зарабатывать на жизнь подобным способом. Психологи утверждают, что ранняя половая жизнь может нанести серьезный вред психике подростка. Уже став взрослыми, они не могут избавиться от комплексов, полученных в юном возрасте. Хочется верить, что у девчонок, которые стали жертвами растлителя, жизнь сложится иначе.
isaenok@sb.by