Необыкновенные платья из шкафа Елены Воробей

Вряд ли кто–то без помощи Гугла скажет, что такое тюрнюр или кошениль. Даже с подсказкой, что слова имеют отношение к одежде. «Тюрнюр — модное в XIX веке приспособление в виде подушечки. Она подкладывалась дамам сзади под платье ниже талии для придания пышности фигуре. А кошениль — насекомое, которое используют для получения красного красителя — кармина», — брестчанка Елена Воробей в отличие от нас с вами разбирается не только в современной моде. Она — знаток нарядов, которые носили наши предки. Елена — одна из немногих в Беларуси историков моды. Бережно сохранять память о прошлых временах старается не только при создании костюмов из разных эпох, но и во время авторских экскурсий — Елена сертифицированный экскурсовод. Вместе с супругом Андреем они участвуют в мероприятиях брестского военно–исторического клуба «Рубеж». Воссоздание разных явлений прошлого — костюмов, занятий, событий — для Елены не просто хобби, а важная часть жизни.

— Предполагаю, что и замуж выходили не в традиционном свадебном наряде...

— Моим первым историческим костюмом стало платье, в котором я венчалась. Это реплика средневекового платья–сюрко, сшито оно из кофейного атласа. Я до сих пор надеваю это платье на мероприятия.

— Чтобы создать копию или визуализацию исторического костюма, надо, полагаю, хорошенько изучить эпоху.

— По образованию я — художник–модельер костюма. В 2002 году окончила Витебский технологический университет. Правда, во время учебы мне не удалось сделать диплом по истории моды. Зато сейчас занимаюсь этим с большим удовольствием. У меня собралась большая бумажная и электронная библиотека книг по истории костюма разных периодов. Живопись и фрески — тоже источник знаний. Как правило, художник максимально точно передавал детали костюма. Ну и материалы археологии. В Польше в захоронениях сохранилось немало оригинальных предметов — обувь, одежда. Сделаны копии. Если брать XIX век, уже были модные журналы, фотографии. В европейских музеях есть портновские книги Средневековья, многое оцифровано. При желании найдешь все — и про эпоху, и про костюм. Правда, чем дальше от нас период, тем труднее сделать достоверную копию или реплику.

— Почему?

— Вообще–то линии кроя повторить можно, а точную копию сделать — нет. Наши фигуры изменились. Мы другие. Возьмем платье 1862 года. Корсет, кринолин, нижние юбки. Талия у барышни была 45 — 50 сантиметров. Она ходила в корсете с детства. Сейчас у женщин другие линии силуэта. Люди стали выше, крупнее. К примеру, мужские головные уборы Первой мировой — это 52–й размер. Сейчас некоторые женщины носят 58–й! Ну и ткани. Они тоже другие. Правда, мы не жалуемся на ткани, которые берем на минском камвольном комбинате и Оршанском льнокомбинате. Мы и реконструкторы из ближнего и дальнего зарубежья очень довольны их качеством и ассортиментом.

— Исторические реконструкции — это возможность надеть то, что вы сшили?

— Реконструкторы максимально все делают сами. Я шью костюмы, могу ткать гобелен, вышивать, прясть, плести кружево. Андрей изготавливает обувь. И в обычной жизни такие навыки пригодятся, а для реконструкторов просто необходимы. Исторические фестивали — это возможность воплотить в жизнь все то, что удалось раскопать в истории. На минувшем фестивале «Выгонощанская фортеция» мы реконструировали боевое крещение первого женского ударного батальона под командованием легендарной Марии Бочкаревой. Мне даже пришлось добавить себе размер, чтобы максимально приблизиться к оригиналу. Было очень жарко, но когда ты в образе, не думаешь о неудобствах. К слову, исторические костюмы приходится надевать и при проведении экскурсий — «Тайны форта «Литера А», «Дорогами королей».

— Какой период любимый?

— Первая мировая и XVII век. Эпоха Великого Княжества Литовского. Этот период у нас незаслуженно забыт, а вот в Польше к нему относятся с трепетом. Вслушайтесь в название одежды: «ферезея гранатна фалендышовая шлямами подшитая». Ферезея — это праздничный наряд.

— Но где вам демонстрировать шляхетские наряды? У нас есть рыцарские фестивали, Первая мировая, Великая Отечественная...

— Реконструкции в СССР начались с эпохи Наполеона. После выхода фильма «Война и мир» Бондарчука. Поэтому у нас так много «наполеонистов». А наша первая с Андреем эпоха — Великая Отечественная война. Потом — Первая мировая. Несколько лет я являюсь соорганизатором международных фестивалей реконструкции Первой мировой в Скоках Брестского района и «Выгонощанская фортеция» в Ивацевичском. Интерес к реконструкциям — давняя штука. Еще в XVIII веке при дворах делали старинные баталии. Сейчас в Европе проводятся реконструкции, максимально приближенные к оригиналу. Было две тысячи человек — значит, собирается две. Если 10 дней сидели в осаде, 10 и сидят. Бывает, весь город превращается в фестивальную площадку. У нас все, конечно, скромнее. Ну а шляхетские наряды... Их можно надеть на мероприятия в Ружанский дворец Сапегов, в Мир, Несвиж, в усадьбу Костюшко.


— Хранить старые вещи–оригиналы сложно?

— О да! Моль победить невозможно. Зная о моем увлечении, мне отдают старые перчатки, шляпки. Люблю их реставрировать. Моя гордость — комплект дореформенного женского белья. У каждого участника клуба «Рубеж» есть своя коллекция оригинальных вещей. Конечно же, их мы стараемся реже использовать. Это — образцы, с которых обычно делается копия.

— В современном Бресте большое количество швейных фирм. Может, желание красиво одеваться у брестчанок из далекого прошлого?

— В «Ревизии Берестейского староства» 1566 года мы нашли информацию о том, что в центре города было налажено производство сукна — постригарня. Значит, и свои ткани старались сделать не хуже привозных. Брестчанки одевались в полном смысле слова по–европейски. Есть свидетельства немецких солдат, которые в 1941–м находили в покинутых домах набитые одеждой шкафы и сундуки с отрезами тканей.

— Нынешняя мода проигрывает моде прошлого?

— Массовые тиражи изделий, конечно же, лишают нас индивидуальности. Но когда надеваешь старинный наряд, выпрямляешь плечи, поднимаешь голову, ты — королева. Это восхитительное чувство, которое не испытаешь в наряде из магазина...

valentinak3@mail.ru

Фото из архива Елены ВОРОБЕЙ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter