Зачем мне верить в Бога, если я верю в себя – поговорили со священником о молодежи и христианстве

Неделя начинается в воскресенье

Ночь в храме. Отличный способ заманить зумеров на всенощную — так я подумала, узнав об инициативе священника из Слонима. Сразу раскрывать секреты не буду, иерей Николай Савицкий расскажет о проекте сам. А заодно порассуждаем с ним, как подростку перестать стыдиться того, что он православный, и нужно ли нам религиозное воспитание в школах.

Иерей Николай Савицкий.

 «Почему не зовем друзей? Их нет!»

— Почти каждое воскресенье я хожу в церковь и точно могу описать, кого там вижу. Много бабушек, достаточно людей возраста после 45. Есть и совсем маленькие дети, которые, кажется, пока не понимают, куда их привели. А вот молодежи — раз-два и обчелся. Вера не в тренде?

— Надо смотреть шире: христианство — это в принципе не религия масс. Вот вам статистика: лишь примерно 4 процента людей в мире считаются практикующими христианами. Крещеных, конечно, намного больше. И тех, кто в храм ходит на Пасху и Рождество, тоже. А вот истинно верующих, которые стараются жить по религиозным канонам согласно церковной традиции и заповедям, не так уж и много. Мы с детства в православии, поэтому не придаем вере особого значения, она будто и так с нами. Даже если спросим у родителей, зачем они идут в церковь, не все ответят вразумительно. Хожу и хожу, привык! Кроме того, мало кто задумывается о серьезных вещах лет до 30. Молодым ребятам кажется: вся жизнь впереди, лучше в гости сходим или поспим, чем помолимся. Так что, если отвечать на ваш вопрос, в тренде ли вера, — наверное, нет.

— Я могу вам подкинуть еще одну причину — чувство неловкости или даже стыда. Некоторые мои друзья по воскресеньям делают удивленные глаза: «Какая тебе церковь, пойдем кальян покурим». И это довольно культурные люди, с высшим образованием. Боюсь представить, что происходит в окружении 15‑летних подростков.

— Тоже проблема, согласен. Когда я начинал создавать молодежный клуб, спросил у ребят, почему они не приглашают своих друзей. Отвечали, что друзей у них нет (смеется). А ведь это важно. Священник в рясе с крестом сразу настораживает, ты думаешь, что тебя тянут в какую-то тухлую тусовку. А вот если сверстник поделится, ты прислушаешься. Спустя время социальный страх многие побороли.  

Плюс я понял один секрет: нужно приобщить молодежь к работе над проектами. Некоторые ребята ведут наши соцсети, занимаются сайтом. Чтобы просмотров было больше, активно делятся постами у себя на страничках. Чувствуется, как они переживают за свое дело, это помогает забыть о неловкости.

«В храме не святые, а просто люди»

— Иногда я спрашиваю у ровесников, почему они не интересуются религией. Удивительно, но на первом месте такой ответ: «А зачем мне Бог, в церковь же ходят, когда в жизни что-то плохое случается». Как выстроилась такая связь?

— Я бы предположил, что, во-первых, дело в опыте предыдущих поколений. Наши бабушки и дедушки (а у ­кого-то и родители) помнят, как храмы были закрыты. Туда можно было попасть только на крещение и похороны, причем тайком. Во-вторых, мы так привыкли: искать новые знакомства, когда нужно решить какую-то проблему. Но давайте посмотрим, так ли у нас в жизни все хорошо. Сколько обид за день скапливается — иногда домой приходишь и думаешь, зачем это все надо. Вопросов много, христианство на них дает ответы. Человек постоянно куда-то стремится, но многие ли могут похвастаться, что счастливы? Христианство наделяет жизнь смыслом — не просто временным, а с перспективой в вечность. После службы я, например, чувствую некую наполненность, радость. Помолился, поблагодарил Бога за все, что у меня есть, попросил мудрости и сил на предстоящий день. А сил нам нужно очень много, чтобы преодолеть трудности, с которыми сталкиваемся постоянно. Поэтому не стоит ждать, когда что-то случится. Чем раньше поймем, что вся жизнь проходит под руководством Бога, тем проще нам будет. Кстати, вы любите вставать на работу по понедельникам?

— Хорошая попытка! Если серьезно, просыпаюсь с удовольствием, когда запланировано классное интервью или проект, который меня зажигает. Но если знаю, что ждет только рутина, идти не сильно хочется. А к чему вопрос?

— Многих накануне вечером посещает апатия. А вот у христиан первый день недели — не понедельник, а воскресенье! Представьте: с утра сходили на службу, потом ­где-нибудь позавтракали, встретились с друзьями, сделали ­что-то хорошее — настроились и вдохновились на неделю вперед. Если жить с таким пониманием, понедельник как второй день воспринимается куда приятнее.


— Интересный лайфхак, звучит бодро. Кстати, вторая по частоте причина, почему молодежь не ходит в церковь, такая: православие очень строгое, слишком много запретов. Согласны?

— Иногда говорят, что правила дорожного движения писаны кровью. Так и христианские законы писаны опытом многих поколений.  
Никто не настаивает, что нужно сразу соблюдать все посты или читать утренние и вечерние молитвенные правила. Представьте, если бы вы впервые пришли в тренажерку и попытались поднять 150‑килограммовую штангу. Абсурд же! Но вы так делать не будете, а выберете то, с чего комфортно начинать. А дальше нарастите объем — так сказать, по мере своего укрепления.
Не понравился священник, ­как-то оттолкнул? Не проблема, попробуйте пообщаться с другим. Есть у многих заблуждение, что в церкви все автоматически святые — отсюда и повышенные требования. Но святые только на иконах, а мы — просто люди. В храме вы видите как раз тех, кто хочет исправить свою жизнь.

— Пирсинг, татуировки, тоннели в ушах, длинные ногти — за все это ты можешь «отгрести» от бабушек. Иногда они так посмотрят, что в церковь больше заходить не захочется. Если пришел без платка или в джинсах, мир рухнет?

— Представьте, вы отдыхаете на пляже, звонит подруга: «У меня билеты пропадают, спектакль через 15 минут, жду». И вот вы заходите в театр в купальнике и парео. К вам, что логично, подлетает возрастная дама и с ужасом спрашивает, куда это вы собрались. А чем храм отличается? Бабушки, уверен, никого не хотят обидеть. Они просто стараются подсказать, как правильно поступить, пусть не всегда в милой форме. И тут, кстати, двоякая ситуация: часто женщины сами не хотят заходить в джинсах и без платков. Недавно видел рядом с храмом экскурсию. Я, священник, пригласил людей войти, а они отказывались, потому что выглядели «не по правилам». Комичная ситуация, но о многом говорит.

«Вселенная помогла? А кто ею управляет?»

— Если молитвы пока непонятны, а «в Бога я не верю, потому что верю в себя», что может быть интересно молодежи в религии?

— Бог не должен чем-то заинтересовывать, это нужно в первую очередь нам. Но Он всегда идет навстречу. Необязательно сразу участвовать в таинствах: можно просто неформально пообщаться со священником, прийти на встречу ровесников. Вы увидите совершенно другую атмосферу, другое наполнение. От понимания, ради чего мы живем, зависит качество нашей жизни. Этот ответ помогает найти вера, причем у каждого он свой. Если человек еще не пришел к Богу, возможно, пока не время. Хотя многих и правда подталкивают проблемы — сразу идут в храм просить.


— «Я ничего не учил, а завтра экзамен — Господи, помоги». Не слишком правильное начало, да?

— Я бы сказал, совсем неправильное. Возможно, Бог поможет, но тогда не забудьте Его поблагодарить. Представьте, если бы подруга попросила об услуге, получила желаемое и убежала, даже не сказав спасибо. Максимально странно, да? А люди так и поступают.
Мы постоянно просим Бога, но Он делает так, как нам будет полезно. У меня был забавный случай. Мама — педагог — везла детей на конкурс. Написала мне ­что-то вроде: «Помолись, чтобы мы не опозорились на сцене». Я, как послушный сын, помолился. В итоге автобус сломался посередине дороги и они вообще не доехали. Я сказал: «Мама, в следующий раз конкретизируй свою просьбу» (смеется).
— А неверующего человека это бы взбесило: как так, Бог меня не услышал!

— Да, и продолжение — значит, Бога нет, не пойду в храм вообще. При этом в жизни множество моментов, которые мы никак не можем объяснить. Если задуматься: а как так произошло? Можно сказать, Вселенная помогла. Ну хорошо, а кто Вселенной управляет? В общем, просить можно, важно потом благодарить. Потому что человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается.

Священника не удивить грехами

— Если хотим привлечь какую-то часть общества, мы должны ее понимать. Как думаете, священники понимают молодежь? По некоторым проповедям кажется, что нет.

— Многие стараются говорить на языке молодежи, хотя, безусловно, не все. Я видел сторис в Instagram: батюшка на проповедь принес веревку, завязал морской узел и показывал детям, как раньше спасали тонущих моряков. Это он объяснял часть из Евангелия, где Христос говорил апостолам: «Идите за мною, и я сделаю, что вы будете ловцами человеков». Это и правда интересно, когда сложные вещи объясняют на простых примерах. Подход к проповедям меняется, просто нужно время.


— TikTok и другие соцсети — хороший способ говорить с молодежью и формировать имидж церкви?

— Отклик однозначно есть. У нас, например, более тысячи подписчиков в Instagram и 10 тысяч охват. То есть люди не просто смотрят, но и делятся, им интересно. Вижу это и по количеству сообщений в Direct. Спрашивают о семейных отношениях, уточняют нюансы по крещению, венчанию, часто просят помолиться. Подойти лично может быть страшновато, написать в соцсетях куда проще. А священники в силу опыта общения с большим количеством людей могут где-то помочь. Плюс молодые ребята видят, какие встречи мы проводим, и подтягиваются. Это своего рода реклама. Получается, что постепенно из онлайн-жизни многие приходят в реальную, где общение продолжается.

— Если даже просто подойти боятся, что уж говорить об исповеди. Многие не понимают, как можно раскрыть душу перед «незнакомым дядькой». Вы скажете, что мы исповедуемся перед Богом, а не человеком, но вряд ли это подействует. Как успокоить?
— В первую очередь надо понять, что священник — не судья, а адвокат. Во время исповеди он становится рядом с человеком и просит: «Господи, помоги ему». Во-вторых, будем откровенны: нет ничего, что могло бы по-настоящему удивить батюшку. Все люди одинаковые, у нас похожие желания, страсти и, соответственно, грехи.
Я бы советовал сначала познакомиться, а потом идти на исповедь. В каждом храме есть дежурный священник, можно попросить его рассказать ­что-нибудь о вере или задать личный вопрос. В некоторых церквях даже этого делать не придется, священник сам к вам подойдет и предложит пообщаться.

— Мы заинтриговали читателей вашим проектом «Ночь в храме». Пора рассказать, о чем он.

— В 2018 году я был на международном форуме в Москве, там познакомился со священником из Хабаровска. Он рассказал, что у них есть такой проект. Мы тоже решили попробовать. Создали ознакомительные площадки, квест, викторину. Ребята поделились на команды и проходили задания, которые помогают знакомиться с церковной жизнью. Изучали книги ­XVIII—XIX веков и церковнославянский язык, звонили в колокола и параллельно любовались ночным городом с колокольни. Про зумеров и всенощную — забавная шутка, потому что литургия и правда была. Но не обычная, а с пояснениями и народным пением — это когда поет не хор, а все присутствующие в храме. Ребятам очень понравилось, мы начали в десять вечера, а разошлись к пяти утра.
На это время стали будто семьей, потрясающая атмосфера. В ­какой-то момент показалось, что Христос коснулся сердца каждого стоящего в храме. Обязательно повторим.

Важно быть искренним

— Я упомянула, что вижу в церкви много маленьких детей, которых приводят бабушки или родители. Но рано или поздно у каждого наступает возраст протеста. Нужно ли в это время заставлять идти в храм или лучше подождать, чтобы вовсе не отбить желание?


— Знаете, есть такое понятие — понуждать. Мне кажется, оно тут органично.
Подростки руководствуются сиюминутными желаниями: сейчас хочу — завтра не хочу. Родители должны мягко направлять. Хорошо бы разговаривать, объяснять, почему важно ходить в храм. И, конечно, показывать пример.
— А если мама или папа сами не знают, почему важно?

— Пусть будут откровенны и признаются в этом. Но ни в коем случае не отмахиваются из-за раздражения. Мне сложно дать какую-то точную формулу, ответ обычно приходит в моменте. Можно объяснять так: «Мы верим, что мир сотворил Бог. Через молитву мы с Ним общаемся. И в храме собираемся, чтобы побыть в одной общей церковной семье. К тому же там совершаются таинства, которые не могут совершаться дома».

— Как думаете, нам нужно религиозное воспитание не только в семьях, но и в школах?

— Религиозное воспитание подразумевает знание о разных религиях. Вероятно, это будет полезно. Но для начала было бы хорошо утвердиться в своей вере, иначе в голове будет сплошная каша. Уверен, каждый священник на факультативе в школе прежде всего учит детей быть человеком. Разве это может быть плохо? К тому же сейчас многие используют весьма креативный подход. Мы с молодежью проводим разные мероприятия — от мастер-классов по лепке пельменей или роллов под руководством местных сушистов до благотворительных акций. Все это — возможность совершать добрые дела, изучать свою веру, поддерживать друг друга. У нас и девиз на фоне всей деятельности появился: «Твори добро, верь и люби».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter