«Умница, красавица» — одна из лучших курсантов Белорусской государственной академии авиации

Небо. Самолет. Ксения

Сколько раз девушка в форме слышала вслед: «Красива, как стюардесса». Но истинное удивление обычно наступает позже, когда Ксения признается, что она не бортпроводник, а будущий техник авиационного оборудования. Приборная доска в кабине пилота с десятками тумблеров, индикаторов для нее открытая книга, а ее четкая работа и блестящие знания — залог безопасности пассажиров в полете. Знакомьтесь, одна из лучших курсантов факультета гражданской авиации Белорусской государственной академии авиации Ксения КУДЛАСЕВИЧ, уроженка широко известного Давид-Городка.


— В моей семье никто не связан с авиацией. Поэтому знакомые удивляются, почему меня поманило небо. Во втором классе нас, детей из чернобыльской зоны, отправили на оздоровление в Великобританию. Это был мой первый полет. Эмоции настолько яркие, что до сих пор иногда вижу во снах те самые рельефные облака и красивый закат из иллюминатора самолета, — рассказывает Ксения. — Быть может, сыграло роль и место, где я родилась. Давид-Городок совсем небольшой, но, по рассказам близких, да и преподавателей из академии, здесь раньше был аэродром и каждый день из Минска и обратно курсировал самолет. Час с лишним — и ты на месте. Конечно, это давно в прошлом, но как было удобно! Сейчас, чтобы приехать домой, нужно преодолеть 300 километров на автомобиле, это четыре часа в дороге.

— Ксения, почему такая хрупкая, нежная девушка выбирает неженскую профессию?

— С виду я хрупкая, но близкие знают, какой сильный характер идет в дополнение к внешности. Если что-то надумала, меня не переубедить. Всегда восхищалась девушками в форме и мечтала о профессии, связанной со службой. Поэтому после школы планировала поступать в Военную академию. С успеваемостью, да и спортивной подготовкой, проблем не было. Но, увы и ах: в тот год академия не набирала девушек. Поразмыслили с мамой — и решили подать документы в академию авиации. Счастью не было предела, когда меня зачислили. Увидев впервые группу, убедилась: специальность «техник авиационного оборудования» все-таки неженская — из 30 курсантов три девушки. К тому же нас, девчонок, честно предупредили: «Поблажек не ждите!»

— Мне кажется, ты отлично справляешься. В этом году тебя перевели с платного отделения на бюджет — случай уникальный. Представляю, каких усилий стоило…

— С первых дней поняла: выбрала то, что надо. Поэтому учеба давалась легко. Если и появлялись сложные предметы, все свободное время проводила в Национальной библиотеке. Не стеснялась подойти к преподавателям: разъясните, не понимаю. И сейчас по успеваемости я первая в академии, мой средний балл выше 9. К тому же люблю участвовать в научных конференциях, форумах. Сколько написанных научных работ, уже и не перечесть. Основные темы, которые меня волнуют: безопасность полетов и совершенствование подготовки специалистов, обслуживающих авиационное оборудование.

Но ошибочно считать, что наша учеба — сплошная теория. К примеру, на втором курсе мы получили рабочую квалификацию «электромонтер 4-го разряда», соответственно, и допуск к работе с электричеством. Поэтому легко починю розетку, измерю напряжение, даже стены штробить умею. Если понадобится, то и проводку в доме сделаю с нуля. Конечно, электрооборудование самолета куда сложнее, поэтому «электрики» на занятиях много. Но это правильно: в авиации были случаи, когда трагедия происходила именно из-за недосмотра техников и инженеров. А это ведь жизни людей…

— Как завязалось твое знакомство с парашютным спортом? Знаю, у тебя третий разряд.

— Учеба — хорошо, но мне было мало. Хотелось парить в небе, как птица. Как-то вечером нахожу в интернете объявление о наборе в группу парашютистов. Вот она, судьба: собрание ранним утром. Я к маме за советом — та: «Подожди, переночуй с этой мыслью». Поднимаюсь в пять утра, беру такси — нужно ехать за кольцевую. И приезжаю не в аэроклуб, а в МЧС. Спасатели и говорят: «Аэроклуб в пяти километрах, идти надо через лес». Увидели, что я на каблуках, а в парашютисты очень хочется, сжалились и подвезли. А через семь месяцев после курса теории и овладения в совершенстве навыка укладывать парашют был первый прыжок. Ощущения незабываемые — свобода, красота... После прыжка переполняет энергия созидания. Такого не испытаешь нигде. Всего у меня три прыжка, и они прошли удачно. Правда, накануне никогда не говорила об этом маме — чтобы волновалась меньше. К слову, в аэроклубе много девчонок, как и я, влюбленных в небо.

— Слышала, что и парашютного спорта тебе мало. Новая планка — вертолетный…

— Да, этому предшествовала медицинская комиссия. Сейчас изучаю теорию — конструкцию вертолета, воздушную навигацию, аэродинамику, метеорологию… И, конечно, с нетерпением жду первого самостоятельного полета. На вертолете летала пока только как пассажир. За штурвалом был мой парень Максим — он будущий пилот, учится в Военной академии. Потрясающе выглядит Минск с высоты ближе к ночи, захватывает дух от красоты. Как мило бегут по городским улицам желтые автобусы, какие ухоженные поля вокруг столицы, как уютно жмутся друг в другу частные домики… И лишь во время дальнейших полетов на все происходящее смотришь профессионально: как работает оборудование, какова последовательность действий пилота. Вертолет прекрасен тем, что может висеть в воздухе на месте, резко снизить скорость, развернуться. Очень маневренный.

— Ксения, тебе всего 19 лет, но у тебя есть трудовая книжка и две записи в ней.

— После десятого класса директор школы предложила во время каникул мне и другим ребятам стать рабочими по благоустройству пришкольной территории, готовились к новому учебному году. Тогда заработала первые деньги. А второе рабочее место — Музей авиационной техники на Боровой. Туда устроилась летом после первого курса специалистом музейного сектора. Поддерживала в порядке авиационную технику, проводила экскурсии. Хорошее время и полезный опыт. С зарплаты купила себе красивую брошь — самолетик. Который год она со мной. А недавно подумала: «Надо снять с пальто, детский сад какой-то!» Сняла — и тут же последовала реакция от всех знакомых: «Ксюша, где твой самолет? Мы так к нему привыкли. Немедленно верни». Вот такой поворот: теперь я и самолет неразлучны.

— Ксения, от всего коллектива «СГ» и наших читателей поздравляем тебя с грядущим профессиональным праздником и желаем брать все новые и новые высоты!

ostapchuk@sb.by

Фото из архива героини.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter