Генпрокуратура разработала законопроект, который предлагает новые методы борьбы с коррупцией

Не возьмешь — не сядешь

Неделю назад Президент подписал Декрет № 3 «О дополнительных мерах по борьбе с коррупцией». Он предусматривает невозможность представления тех, кто осужден за коррупционные преступления, к условно‑досрочному освобождению и замене им неотбытой части наказания на более мягкое. В развитие противодействия мздоимству и другим злоупотреблениям Генеральная прокуратура подготовила и внесла на рассмотрение Президенту проект Закона «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией». О предложениях, которые содержатся в этом документе, нам рассказал Игорь Грейбо, начальник управления Генеральной прокуратуры по борьбе с коррупцией и организованной преступностью.


Конфликт интересов

В 2015 году органы, которые борются с коррупцией, получили в свое распоряжение новый профилактический инструмент. В Законе «О борьбе с коррупцией» появилось понятие конфликта интересов. «Во многих странах, — говорит Грейбо, — этот механизм работает не одно десятилетие». Суть его в том, что должностные лица не должны оказываться в ситуациях, которые могут отрицательно повлиять на исполнение ими своих обязанностей. «Например, директор предприятия не должен иметь деловые отношения с другой организацией, которой руководит его же родственник», — разъясняет начальник управления. До недавнего времени должностные лица воспринимали это условие как ограничение. Прокуратура предлагает возвести это требование в ранг обязательства. Что это значит? «Мы предлагаем обязать должностное лицо исполнять порядок урегулирования конфликта интересов. Если он не будет соблюдаться, то к такому руководителю будут применены санкции вплоть до увольнения».  По словам Грейбо, это поможет существенно снизить количество коррупционных проявлений. 

Обратная связь 

Прокуроры предлагают усовершенствовать систему обмена информацией о коррупционных преступлениях. «По настоящему закону, — рассказывает Грейбо, — государственные органы в случае выявления коррупционных нарушений обязаны уведомить об этом милицию. Однако необходимость обратной связи в документе не прописана». Предлагается ее наладить и обязать сообщать организации о выявленных правонарушениях. Почему это важно? Прокуроры считают, что руководитель должен знать о том, что происходит у него в организации. А специально созданные антикоррупционные комиссии на местах, получив эту информацию, смогут составить полную картину причин и условий, которые привели к тому, что, например, сотрудник использовал служебную машину в личных целях. Комиссия сможет выработать предложения по устранению причины подобного нарушения. 

Подарок или взятка? 

Сегодня государственным должностным лицам запрещено получать подарки, за исключением тех случаев, когда они получены при проведении протокольного мероприятия. При этом члены делегаций, к примеру, могут обменяться сувенирами. Прокуроры предлагают прописать эту норму и в антикоррупционном законе: подарки должностными лицами не принимаются, за исключением тех, стоимость которых не превышает определенного числа базовых величин. Если должностное лицо видит, что подарок, преподнесенный делегацией, стоит больше 5 базовых величин, он сообщает об этом в специально созданную на предприятии комиссию, которая оценит его стоимость. Если комиссия решает, что презент стоит меньше 5 базовых, то подарок отдается сотруднику в личное пользование. Если же стоимость больше, он переходит в распоряжение организации для использования в хозяйственной деятельности. При этом организация вправе выдать его сотруднику в пользование в рабочее время. 

Не только дети, но и супруги детей

Проектом закона предлагается расширить перечень родственников, которым запрещено вместе занимать руководящие должности. Сегодня по закону на одном предприятии государственной формы собственности не могут работать в качестве директора, заместителя и бухгалтера близкие родственники — муж, жена, сестры‑братья, родители и дети. Предлагается эту категорию расширить: «По новому закону жена сына руководителя или, например, муж дочери также будут подпадать под эти ограничения», — Игорь Грейбо анонсирует еще одно важное новшество: эти ограничения будут касаться предприятий не только государственной формы собственности, но и тех, у которых доля собственности государства составляет 50 и более процентов. Сегодня под действие Закона «О борьбе с коррупцией» они не подпадают.

КОЛЛАЖ МАКСИМА ШНИПА.

Юридических лиц призовут к ответу

Генпрокуратура предлагает ввести ответственность для юридических лиц за дачу взятки. «Это идея не наша, — рассказывает Грейбо, — такая практика уже давно существует в Евросоюзе, России». Речь идет о подкупе. Если он совершается от имени или в интересах юридического лица, например, чтобы выиграть тендер, эту организацию будет ожидать административная ответственность с внушительного размера штрафом. Схема будет выглядеть так: сначала суд устанавливает факт дачи взятки или подкупа в интересах юридического лица. После того как приговор вступит в силу, взяткодатель и взяткополучатель отправятся отбывать наказание, а на юридическое лицо, в интересах которого была дана взятка, прокурор составит протокол об административном правонарушении. Решение по разбирательству будет выносить экономический суд. 

«Мы предлагаем установить санкции за подобное нарушение в размере до 200% от суммы незаконно переданного вознаграждения.
При этом сумма штрафа не может быть меньше 50 базовых величин».  Грейбо подчеркивает, что у новшества большая перспектива в профилактическом плане: «Не столько важен штраф, сколько запускаемый процесс. К примеру, юрлица, имеющие административные взыскания за коррупционные проявления, могут вноситься в определенный реестр предприятий, которые ведут свой бизнес недобросовестно». В то же время предусмотрена возможность освобождения юрлица от ответственности, если в процессе судебного разбирательства будет доказано, что взятку у него вымогали. «Оценивая обстоятельства коррупционных преступлений, мы видим, что много преступлений совершается именно в интересах юридических лиц, особенно закупки. Этот механизм будет сдерживающим фактором», — отметил прокурор. 

А что в кошельке? 

Много внимания в проекте закона уделено разделу о декларировании доходов. «Сегодня в законе прописано, что и кем должно быть задекларировано, — говорит Грейбо. — При этом на практике возникало много вопросов: нужно ли декларировать бонусы, получаемые при оплате безналичным расчетом или при заправке топливом? Эти нюансы сегодня прописаны в Законе «О декларировании имущества». Мы имплементировали его положения в Закон «О борьбе с коррупцией». Таким образом, прямо из текста закона можно будет узнать о том, нужно ли декларировать токены, мелкие подарки до 5 базовых, и другую информацию. 

Незаконное переходит государству

В случае если коррупционера осудили, как правило, его незаконно добытые деньги или имущество обращаются в доход государства. Однако далеко не все коррупционные правонарушения являются уголовными преступлениями. Прокуроры предлагают усовершенствовать систему изъятия имущества, полученного коррупционным путем. Вот пример: «Должностному лицу либо его близким родственникам перечисляются какие‑то деньги. Он получает их и понимает — это правонарушение. Мы предлагаем прописать дальнейший порядок его действий», — рассказывает Грейбо. Правонарушитель должен перечислить эту сумму в доход государства. Такой поступок позволит руководителю избежать нарушения антикоррупционного законодательства. 

Еще один важный аспект, который прокуроры предлагают рассмотреть под лупой, — различие между незаконно полученной прибылью и деньгами, заработанными честным путем. «Были случаи, — вспоминает Грейбо, — когда должностное лицо выполняло дополнительную работу в нарушение запретов. Ведь согласно закону государственное должностное лицо не может выполнять другую работу, кроме педагогической, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики. А руководитель предприятия, к примеру, решил в отпуске подзаработать комбайнером. Получалось, эти деньги он получил уже в нарушение антикоррупционного законодательства». Хотя при этом в его действиях не было коррупционного умысла — свои деньги он заработал честным трудом. Прокуроры считают, что в законе нужно прописать такие моменты. Руководитель понесет ответственность, его накажут, вплоть до увольнения, но деньги возвращать ему не придется, ведь они были получены благодаря работе, не связанной с его основной деятельностью. 

Масштабный документ, который подготовили прокуроры, содержит целый ряд других нововведений. Он предполагает внесение изменений во многие существующие кодексы и законы, которые так или иначе затрагивают сферу коррупционных проявлений.

isaenok@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter