Удалось побывать и на самом производстве в Хотимске. Трепел, а его высушивают и измельчают на разные фракции, начали расфасовывать здесь с осени 2018 года. Новый руководитель Дмитрий Королев сумел наладить поставки, на первых порах заключено более 20 контрактов по всей республике. Это позволит рассчитаться по обязательствам с кредиторами. Они есть: производство долго не работало, а долги за купленное оборудование накапливались, инвестпроект оказался под угрозой срыва, завод даже хотели продать с молотка.
— Главное — расплатиться с долгами. Завод в Хотимске собирались продавать с аукциона. К счастью, банки дали небольшую передышку по платежам, ищем новых покупателей добавок. Сокращаем затраты в себестоимости. Включение газовой установки тянет много энергии, поэтому работаем не в одну, а в две смены. Затем можем сделать на неделю перерыв. Доставка на авто влияет на конечную цену почти в два раза. Ищем варианты с железнодорожными вагонами. Нужны крупные заказы. Но пробиваться на рынок с новой продукцией непросто. У хозяйств долгосрочные контракты на поставку других минералов.
Тем не менее за полгода здесь отгрузили столько продукции, сколько не удавалось за три. Но все равно этого мало. Чтобы выйти на окупаемость, необходимо выпускать на 200 тонн больше, чем сейчас, а всего по итогу 500 тонн ежемесячно. Для этого, по мнению менеджера, в хозяйствах должны четко понимать, как работает добавка. Пока большинство сельхозпредприятий даже путают трепел с мелом.
как минимум два года знают о пользе минерала в ОАО «Октябрь-Березки» и «Липовка». В 2017-м здесь провели эксперимент — с октября по ноябрь в рационы животных ввели трепел. Выяснилось, что в экспериментальных группах сократилось число ацидозов, в остальных ситуация оставалась на прежнем уровне.
Результатами необычного эксперимента довольна его инициатор заместитель начальника управления сельского хозяйства и продовольствия райисполкома Татьяна Мамлиенко:
— На производстве молока это прямо не отразилось, но очевидно оздоровление. Как итог, поголовье стало лучше расти, экономический эффект от тонны привеса 300 рублей.
Вполне логично, что от минерала не стали отказываться и применяют его уже второй год во всех хозяйствах района. Дают как подкормку к основному рациону. Татьяна Мамлиенко:
— Очень хорошая поедаемость как крупных гранул в отдельности, так и мелких в составе сенажа, сена и силоса. Расход не такой и высокий — 1,5—3 тонны на сельхозпредприятие в месяц. Не у всех, правда, получается рассчитаться день в день, выход нашли в заключении договоров с отсрочкой платежа.
Татьяна Мамлиенко серьезно подходит к вопросам ветеринарии, на постоянном контроле держит работу по оздоровлению стада и оценивает экономический эффект использования лекарств и витаминов:
— В одном из лучших хозяйств трепел себя проявил в том, что раскисляет организм животного. Раздельно использовали промышленный компонент и аналогичную по свойствам добавку минерала. Последняя обошлась в два раза дешевле. И все это на фоне снижения болезней. Недостаток минерала, как считает специалист, в том, что кальция в нем все же маловато.
Заведующий лабораторией кормовых добавок и биопродуктов НПЦ по животноводству Александр Козинец с этим не согласен: у хотимского трепела максимальное количество кальция в мире. К тому же в карьере химсостав может меняться в сторону увеличения даже в пределах 100 метров.
Возможно, скоро мы увидим более обогащенную природную добавку. Недавно право на разработку получил в «Стальном» еще один производитель. Взял в аренду участок, долго искал выход полезного ископаемого к поверхности земли. И нашел. На этом месте может появиться еще один карьер, что вполне закономерно. Аналогичные в России используются уже давно и повсеместно.
А что производственники? В Негорельском КХП ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» с трепелом работают полгода. По словам заведующей лабораторией Ларисы Горшковой, минерал используют в качестве наполнителя с отрубями в стандартном премиксе П-63. Можно, конечно, покупать российский, но для этого необходим полный пакет документов, да и стоимость его выше.
В лаборатории ОАО «Полоцкий КХП» нам рассказали, что пару недель назад купили 5 тонн минерала. Планируют использовать его как компонент для комбикорма из расчета 2 процента на тонну. Разработали рецептуру для КРС, свиней. Новый продукт скоро выпустят, он поступит для собственного подсобного хозяйства. Главный результат, который хотят здесь видеть, — сорбирующее свойство, то есть улучшение здоровья животных.
Аналогичного эффекта хотят добиться в Новобелицком КХП ОАО «Гомельхлебопродукт», где также осваивают трепел. Заведующая лабораторией Ирина Житникова говорит, что его пока закупили 10 тонн. Для масштабного производства этого мало. Но на первых порах много и не надо. Нужно посмотреть, будет ли он пользоваться спросом, а уже потом наращивать масштабы производства.
Александр Козинец не сомневается в положительном влиянии минерала на организм животных. Трепел — вещество давно апробированное и запатентованное. Испытания его в качестве премиксов и добавок в комбикорм успешно проходили не один год в ГП «Жодиноагропромэлита», хозяйствах Брестской и Витебской областей.
Еще один немаловажный штрих. Открытие небольшого завода на 20 человек для крупного райцентра ощутимо. Для Хотимска, зарабатывать из которого люди уезжают в Россию, вдвойне. К тому же производство пополняет налогами местный бюджет, и по отчислениям уже заметно, как выросли поставки. Если ими дальше заниматься, то возможен выход на экспорт.
Заместитель председателя Хотимского райисполкома Андрей Даниленко:
— Производство трепела будет расширяться, и ему уже начали оказывать поддержку. Впрочем, как и всем остальным проектам и начинаниям, так как это потенциал для развития региона, новые деловые связи и рабочие места. В их ряду — биогазовая установка возле комплекса по откорму КРС. Это и переработка органики, выработка тепла и электричества, производство удобрений. Инвестор зарегистрировался и решает вопрос с квотой на продажу энергии в сеть. Всего в 2018 году в районе появились 5 коммерческих организаций и 22 предпринимателя. Открыли 2 КФХ, в результате их у нас уже 16.