Менее десятка государств могут выпускать микросхемы. И Беларусь входит в число элиты промышленных государств, обладающих собственной микроэлектронной отраслью. И если мы не являемся лидерами по количеству (тут сложно обойти мировых лидеров Тайвань и Южную Корею с Китаем), то наши изделия одни из лучших по качеству. Поэтому наш «Интеграл» ориентируется прежде всего не на массовые изделия, а на нишевые, высокомаржинальные сегменты специальной электроники, в которой принципиальными являются безусловная надежность и соответствие всем заявленным характеристикам. Изделия белорусской микроэлектроники, например, широко используются в космических аппаратах. И зарекомендовали себя в этом направлении на самом высоком уровне! Качество — ключевой фактор конкурентоспособности ОАО «ИНТЕГРАЛ» — управляющая компания холдинга «ИНТЕГРАЛ». И эта стратегия себя полностью оправдывает.
С первых шагов
Качество — всеобъемлющий процесс. Он должен пронизывать все предприятие. И зарождается качество в самых интеллектуальных подразделениях предприятия — проектных и технологических.
— Качество закладывается на этапе формирования требований к изделию, на этапе разработки и проектирования, — объясняет заместитель генерального директора по качеству ОАО «ИНТЕГРАЛ» — управляющая компания холдинга «ИНТЕГРАЛ» Алексей Цивако. — На этом этапе в изделие закладываются все прогрессивные решения. Проводятся исследования, апробации опытных образцов, испытания, анализируется правильность выбранных решений. И только после этих трудоемких и интеллектуальных процессов при получении положительных результатов разрабатывается конструкторская и технологическая документация и происходит серийное освоение изделий. Качество изделий формируется на всех этапах производственного цикла: от разработки до производства и выходного контроля.
Несомненно, по объемам производства элементной базы лидерами являются Тайвань (на него приходится более половины рынка), Южная Корея, Китай (компании которого активно работают в кооперации с лидерами из этих стран). Признанные центры технологий в микроэлектронике находятся в США и Нидерландах (хотя голландские компании в значительной степени под американским контролем). Тем не менее микрочипы — такая многогранная и всеобъемлющая сфера, в которой сложно говорить о безусловном лидерстве какой-то конкретной страны или отставании других.
Если за параметр совершенства брать проектную норму, то, будем объективными, белорусская микроэлектроника не входит в мировую элиту. Если говорить о производстве микросхем со специальными характеристиками, по ряду направлений наша страна, пожалуй, одна из ведущих. В частности, изделий с повышенной защитой от различных воздействий внешней среды. Например, радиационного излучения. После чернобыльской трагедии у нас таких микросхем много заказывали.
Микросхема — очень сложное изделие, в котором концентрируются фундаментальные достижения и прикладные исследования практически всех научных направлений: физики, термодинамики, оптики, химии… Поэтому для микроэлектронного производства необходимо обладать и многопрофильным, и технологическим, и, самое главное, научным потенциалом.
— Беларусь богата на интеллектуальных людей, поэтому во времена СССР у нас размещали много наукоемких производств, — отмечает Алексей Цивако. — Если бы микроэлектроника была простой отраслью, то ей бы занимались многие страны. Но даже богатые государства по уровню компетенций не могут себе это позволить. Норвегия, Швейцария, Дания — богатые страны. Однако производства чипов у них нет. Не из-за отсутствия денег, а компетенций.
Цепочка качества
Производство микроэлектроники (впрочем, как любая индустрия) обладает своей спецификой. Крохотное по размерам изделие проходит приблизительно 700 технологических операций. И если, например, 485-я операция выполнена с нарушением регламента, то перечеркиваются все 484 предыдущие. Чип ремонту и доработке не подлежит. Бракованная микросхема не подлежит переделке или модернизации — только утилизации.
Вторая особенность микроэлектронного производства — групповые методы обработки. И это тоже налагает на соблюдение технологических регламентов повышенную ответственность. Например, для специальной термической обработки в диффузионную кварцевую трубу загружают сразу до ста пластин. Обрабатывать по одной пластине совершенно не выгодно экономически. И если выбран неправильный режим обработки, бракуется вся партия.
— Качество — комплексный процесс, — убежден Алексей Цивако. — Он должен пронизывать все предприятие: от рабочего до руководителей. Менеджмент качества — процесс непрерывный. Его невозможно создать с нуля за несколько месяцев. Необходимо постоянно совершенствоваться, каждый день задавая себе вопрос: что удалось улучшить вчера и что можно улучшить сегодня и завтра. И перманентно повышать компетенции работников, улучшать отбор персонала, развивать систему обучения, повышения квалификации… Менеджмент качества должен охватывать совершенно все бизнес- и технологические процессы на предприятии. Если этого не происходит, то это плохая система, она будет давать сбои.
Система менеджмента качества «Интеграла» для микросхем и полупроводниковых приборов уже более 20 лет сертифицирована на соответствие международным стандартам менеджмента серии ИСО 9001. В настоящее время в ОАО «ИНТЕГРАЛ» — управляющая компания холдинга «ИНТЕГРАЛ» функционируют четыре системы менеджмента качества: применительно к микросхемам, полупроводниковым приборам и изделиям электронной техники на соответствие требованиям СТБ ISO 9001, ISO9001; при разработке, производстве и поставке микросхем и полупроводниковых приборов специального назначения на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001; применительно к проектированию, разработке, производству и поставке применяемых в автомобилестроении изделий на соответствие требованиям СТБ 16949; при проектировании и разработке, производстве и обслуживании медицинских изделий на соответствие требованиям ГОСТ ISO 134854. А также в стадии завершения работы по внедрению системы энергетического менеджмента на соответствие требованиям ГОСТ ISO 5001. Вся деятельность предприятия в системе менеджмента качества состоит из процессов: закупки, разработки новых изделий, производства и так далее, — рассказывает Алексей Цивако. — Каждый процесс разбит на целый спектр операций, со своими входными и выходными данными. Операции выстраиваются таким образом, чтобы предыдущее действие автоматически контролировало правильность предыдущего. Важно не только сформулировать систему, но ее еще и внедрить, преодолеть известный человеческий фактор. В том числе объяснить — менеджмент качества не только несет в себе дополнительную нагрузку по формированию документов, но и дает результат, без которого невозможно ни развиваться, ни являться конкурентным на рынке.
Без права на ошибку
Как и любая система, менеджмент качества предусматривает и контроль. Все изделия «Интеграла» в процессе производства подвергаются отбраковочным и приемо-сдаточным испытаниям, а качество и надежность подтверждаются положительными результатами периодических испытаний.
У специальных изделий, которые управляют космическими аппаратами или другими ответственными системами, — отдельные требования. Каждая микросхема проходит обязательный комплекс испытаний по специально разработанным методологиям.
— Испытания — затратный процесс, влияет на цену, но он необходим, — заверяет Алексей Цивако. — Если говорить об изделиях специального назначения, то цена дефекта очень высокая. Та же космическая электроника отвечает за безопасность космических аппаратов стоимостью десятки и сотни миллионов долларов и жизнь космонавтов. Отказ микросхемы может привести к масштабной катастрофе. Или автомобильная электроника. Даже если автомобиль попал во внештатную ситуацию — авария, возгорание и так далее, микросхема должна сохранять свой функционал: она управляет системами в транспортном средстве, от которых зависят жизнь и здоровье людей.
Менеджмент качества — не только издержки. Он приносит и значительный экономический эффект. Во-первых, повышается доля выпуска годных микросхем. Меньше брака — выше рентабельность. Во-вторых, позволяет «Интегралу» прочно занять маржинальные ниши со своей продукцией.
— Стоит ли нам пытаться конкурировать в массовом сегменте микросхем? — для Алексея Цивако этот вопрос почти риторический. — Там много производителей, жесткая конкуренция по цене. Есть достаточно большое количество компаний, которые, мягко говоря, не соблюдают должным образом ни нормы безопасности при производстве, ни экологические стандарты, не особо заботятся о своем персонале, не говоря уже о качестве. Микросхема может выходить из строя через год-другой. Но цена очень низкая. Мы со своей продукцией не можем позволить сделать такое априори. По объективным причинам. Мы обеспечиваем качество. И даже наши самые простые изделия (микросхемы и полупроводниковые приборы для общепроизводственных нужд) служат надежно минимум 10—15 лет. А если говорить о специальных изделиях, то обеспечивается бесперебойная работа в течение 25 лет. Нам удалось добиться почти рекордного уровня по рекламациям: какие-то проблемы возникают не более чем в единицах микросхемах на миллион! Поэтому мы имеем возможность работать в высокомаржинальных нишах, а надежность — принципиальный критерий, и за высокое качество потребители готовы платить высокую цену. Это космическая отрасль, атомная энергетика и другие специализированные направления.
Качество — это не только имидж, это образ жизни.
volchkov@sb.by