— Какие чувства испытывали, финишируя в секунде за шведкой Элизабет Оберг в эстафете?
— Смешанные: с одной стороны, было радостно, что заняли второе место, с другой — немного грустно, потому что на финише упустила победу из-за своей глупой ошибки. Трасса была достаточно мягкая, и когда я бежала в последний подъем, чувствовала, что ноги «закисали», но была настроена бороться до конца, не сдаваться на финишной прямой. А когда вышли на нее, оказалось, что трасса там очень жесткая, как лед. Я этого не ожидала, оступилась и немного потеряла равновесие, поэтому скорость упала — набрать нужную уже не получилось.
— Для нашей команды это уже вторая медаль в эстафетах в этом сезоне. После серебра в Оберхофе уверенности прибавилось?
— После первой медали почувствовала, что все реально — можно бороться и рассчитывать на хороший результат. Главное — не сдаваться. Правда, после чемпионата мира испытывала другие чувства. В Поклюке на финишном круге не смогла побороться за медаль, но там, в горах, и самочувствие было совсем другое — организм немного подвел. После этого турнира хотелось реабилитироваться, доказать в первую очередь самой себе, что могу бороться за высокие места. Думаю, в эстафете в Нове Место у меня это почти получилось.
— Какие в целом впечатления остались от чемпионата мира?
— Ожидания от него были совсем другие. Я сейчас не говорю о каких-то высоких местах — в первую очередь хотелось отработать все гонки качественно, но именно на чемпионате мира у меня «пропала» стрельба: перед турниром я сделала упор на холостой тренаж, и ощущение стрельбы потерялось. Доходило до того, что иногда не понимала, куда вообще стреляю. Быстро вернуть навык не удалось. Понимаю, что, наверное, нужно было просто отложить ненадолго винтовку и отдохнуть… В итоге стрельба не сложилась, ходом тоже могла быть лучше. Девочки хорошо пробежали гонки, а у меня высота сказалась на организме.
— Тренеры не раз говорили о том, что, для того чтобы соревноваться в горах, нужно работать в таких условиях и в межсезонье. Объясните, что чувствовали, поднявшись на высоту?
— Если говорить просто, то, когда вставала на лыжи, самочувствие было таким, будто уже бежишь последний круг. Мышцы настолько закислялись с самого старта, что не могла полноценно протолкнуть себя по трассе. В техническом плане собраться было очень трудно. Понимаю, что это опыт, он накапливается с каждым годом и дает результат. Когда начали ездить по высотным сборам, организм стал легче адаптироваться к высоте. Появилось понимание, что нужно делать в какой ситуации, ведь в каждой стране в горах условия ведь тоже разные. Уже знаю, где нужно жить выше, а где наоборот, пониже, где начинать гонку быстрее, где придержать темп.
— Несмотря на очевидный рост результатов, с хейтерами все равно сталкиваетесь. Что вам писали в социальных сетях после эстафеты на чемпионате мира, раз даже пришлось ответить болельщикам отдельным постом в Instagram?
— Что я подвела команду, так бегать нельзя, и мне пора домой, что это позор и все в таком духе. Были даже угрозы и не очень хорошие пожелания. Я не принимаю такие сообщения близко к сердцу, нейтрально отношусь к этому. Зачем обращать внимание на то, с чем я не согласна? У каждого свое мнение, и каждый останется при своем.
— В том посте вы написали болельщикам, что приехали в Беларусь не для того, чтобы штаны просиживать, что каждый день работаете над собой и стараетесь стать лучше. При этом в одном из интервью отмечали, что в России, скорее всего, добиться нынешних результатов вам бы не удалось. Выходит, переход в белорусскую сборную дал шанс продолжать карьеру в биатлоне?
— Конечно. Я перешла в белорусскую сборную, чтобы достигать высоких целей. Болельщики, кстати, писали, что я приехала из России, чтобы исполнять свою мечту, а не показывать высокие результаты. Это не так. Для меня важно добиваться успеха — это и есть моя мечта. Не просто ездить на этапы Кубка мира, а показывать на них хорошие результаты. Я действительно хочу достичь многого. По поводу интервью… По сравнению с теми условиями, что были у нас в России, в Беларуси изменилось все. У нас не было хорошего инвентаря. Когда выступали за юниорскую сборную России, нам выдавали лыжи. Но обычно спортсмены меняют их каждый год, а мы по несколько лет бегали на одной паре. Не было возможности покупать лыжи самостоятельно — они дорогие. То же касается смазки, патронов. Выдавали такие, что перед стартом приходилось чистить их тряпочкой. Ни о каком отстреле оружия, чтобы подобрать патроны, не шло речи — всем давали одинаковые. Сейчас у нас в команде к каждому индивидуальный подход. У меня один номер патрона, у девочек — другие. Ведь для каждого ствола идет своя серия, и она дает хорошую кучность. Так что и правда все изменилось.
— Позапрошлый сезон, который уже провели в составе белорусской сборной, вы закончили на 65-м месте в общем зачете Кубка мира с 64 очками. Прошлый — на 49-м с 96 очками. Сейчас, когда впереди еще, грубо говоря, два с половиной этапа, занимаете 28-ю позицию в тотале, имея в активе 210 баллов. За счет чего удалось настолько улучшить результаты?
— Прогресс есть, но эти цифры не слишком показательны, потому что в первом сезоне я не выступала на первых этапах, в прошлом тоже пропускала гонки. В этом году добавила, скорость немного выросла. По сравнению с прошлыми сезонами, у нас очень сильно изменилась подготовка. Мне нравится, что теперь мы не делаем очень больших объемных тренировок, которые раньше иногда бывали по сути бестолковыми. Тренеры объясняют, какую работу и для чего мы выполняем, какой результат повлечет за собой проделанная работа — грамотно подходим ко всему.
— В этом сезоне ваша сестра Ирина чаще всего остается запасной в команде. Как поддерживаете ее?
— Если честно, больше она меня поддерживает. Например, перед гонками я прошу ее подойти на подъем или еще куда-то и кричать изо всех сил. Очень радуюсь, когда вижу ее возле трассы — это придает много сил и энергии. Вообще классно, когда есть такая сестра, которая всегда рядом и всегда готова услышать, поддержать и помочь. Я стараюсь сделать все, чтобы и она не расслаблялась, — все старты еще впереди. Да, этот год получился таким, но в следующем, возможно, мы увеличим квоту и будем бегать в расширенном составе. Сейчас она тоже много работает. Когда мы уходим на соревнования, она бежит контрольные тренировки, поэтому в любой момент готова заменить одну из нас, если будет нужна ее помощь. Ирине хочется соревноваться, но пока, к сожалению, нет такой возможности. Скоро она поедет на Кубок IBU и, думаю, там у нее все получится.
— Сезон еще не закончен. Какая задача стоит перед командой на оставшиеся этапы?
— Показывать высокие результаты, стараться доработать сезон на максимуме своих возможностей. Не ставим конкретных задач относительно позиций в Кубке наций: понимаем, что, если будем хорошо выступать, удержимся в числе лучших и увеличим квоту.
past@sb.by