«Плот», «Сто часов», «Я умею мечтать» — эти песни на слуху у нескольких поколений ценителей мелодичной музыки. Поэт, композитор, а теперь и блогер Юрий Лоза рассказал, по какой причине увлекся музыкой, что будет модным через несколько лет и почему сейчас он пишет меньше песен, чем раньше.
Парень с гитарой
— Юрий Эдуардович, как началось ваше увлечение музыкой? Что‑то вас удерживало от решения стать музыкантом, вы даже поступили на географический факультет…— Когда в подростковом возрасте я понял значимость женщин в этом мире, то стал придумывать способы покорения слабого пола. Я осознал, что мои успехи в футболе практически никому не интересны. А вот вокруг человека с гитарой в то время девочки собирались толпами, стоило лишь взять первый аккорд. Мне этот способ завоевания женских сердец пришелся по душе, и я уговорил родителей купить гитару. Не могу назвать иной причины начала творческой жизни, кроме этой. Передо мной словно возник побудительный мотив — нравиться женщинам каким‑то образом. А на геофак поступил, потому что туда был самый маленький конкурс.
Книжный червь
— Какие песни вам особенно дороги? С какими связаны особенные переживания?— Ответ банален: все мои песни мне дороги практически одинаково, в каждую из них вложено много души, труда и умения. Одни звучат чаще, другие реже. Но это не от меня зависит.
— Жанр ваших песен характеризуют как синтез авторской песни, традиционной эстрады и рок-музыки. Кто повлиял на то, что все именно так сложилось?
— Мой первый учитель научил меня играть на шестиструнке. Тогда еще были сильны традиции семиструнной гитары, и часть гитаристов нашего двора играла на семиструнке. Саша Розенбаум, кстати, до сих пор на ней играет. В то же время я уже познакомился с английской музыкой — как и все, услышал первые песни Beatles, все эти «герлзы» и так далее. Потом выяснилось, что эти песни надо петь по‑английски, а я учил немецкий, который был никому не нужен. Это заставило меня писать русские подтекстовки. Так как я всегда был «книжным червем» и читал под одеялом, я очень рано начал рифмовать, и песню «Шизгара» мне было учить по‑английски как серпом по молоту. Гораздо проще было написать русский текст. А потом пошло-поехало!..
Мелодии и ритмы
— Как вам кажется, к чему придет эстрадная музыка через энное количество лет?— К чему приведут, к тому и придет. (Смеется.)
— Современных молодых музыкантов принято ругать за невнятность и неуважение к коллегам и аудитории. А есть ли те, кто вам приятен как автор и исполнитель?
— Я не слушаю современную музыку, потому что она вся заигрывает с африканской культурой. Я воспринимаю музыку от мелодии к гармонии, а вся сегодняшняя музыка строится на ритмах. Она пишется от барабанов: сначала придумывается ритмическая структура, а потом на нее нанизываются какие‑то инструменты. Я иду в обратном направлении: сначала придумываю идею, а потом она реализуется через тексты, музыку и гармонию, и уже после этого начинаю подбирать ритмику.
«Я буду петь свою музыку», — объявляют молодые и исполняют рэп. Настоящий рэпер ведь не опускается до выпевания нот и сочинения стихов. Он рифмует и читает. Если мы потихонечку отучаем наше население слушать песни, не рассказываем, что музыка имеет мелодию, гармонию, а вместо этого приучаем их стучать палкой по пустому бревну и кричать что‑нибудь нецензурное, то со временем все начнут стучать палкой по пустому бревну и орать что‑то нецензурное. Общество ведомо. Я же стабилен в своих пристрастиях — люблю хорошую мелодию и хороший текст.
— В творчестве вы легко идете на эксперименты или считаете, что стабильность — признак мастерства?
— А зачем? Растерять своих поклонников просто, а приобрести новых практически невозможно. Они же считают меня ровесником дедушки и ничего, достойного внимания, от меня не ждут. Тем более что молодежь более стадная, она слушает то, что навязывают ей поводыри и медиасистема.
Вне времени
— Чем ваши сольные концерты были наполнены 20, 10 лет назад и как вы чувствуете себя в диалоге со слушателями сейчас?— Мои поклонники — это люди, которые растут вместе со мной. В первую очередь это взрослая часть населения плюс молодые люди, которые мыслят уже не категориями моды или сиюминутными какими‑то тенденциями, а просто слушают музыку вне времени. Понимаете, Моцарт ни хороший, ни плохой композитор, он современный и великий. Поэтому его произведения что сто лет назад, что двести, что сейчас абсолютно одинаково воспринимаются нормальной частью населения. А молодежь, которая живет сегодняшним днем, считает Моцарта старым.
Большая часть людей, конечно, тянется за модой. Если им говорят, что рэп — это модно, они будут слушать рэп. Если им сейчас скажут, что модны частушки с притопами, они будут слушать частушки с притопами.
Новые возможности
— У вас свой канал на YouTube. Почему и как решили общаться с поклонниками в таком формате?— Я в своей жизни много чего наговорил. Был у меня период, когда я работал сольники с гитарой, вплоть до стадионов, и мне приходилось отвечать на сотни вопросов, заданных в записках и устно. Тогда мне казалось, что я ответил на все, что может быть сформулировано. Сейчас появилось много новых тем, на которые хотелось бы поговорить, и интернет дает такую возможность. Почему бы не воспользоваться?
— А в Instagram у вас много котиков. Любите животных?
— Я там зарегистрирован, но не более того. Это не мой ресурс, потому что я не любитель фотографировать все, что меня окружает. А уж себя снимать мне просто поздновато. У меня есть кот, без него в нашей сегодняшней жизни просто нельзя. Но он тоже не большой любитель фотографироваться.
В разделе «ретро»
— Юрий Эдуардович, какие песни сейчас пишутся?— Я пишу очень мало, потому что песни сегодня мало востребованы. Скажем, если я прихожу куда‑нибудь и приношу свои песни, мне говорят: что вы пришли, вы у нас в разделе «ретро», куда мы вас приткнем? Все новое, что я пишу, никому не нужно. Мои попытки спеть эти песни в телепередачах ни к чему не приводят. Скажем, песня «Городские дворы» последний раз была вырезана из программы «Давайте обедать». Тогда я развел руками, пожал плечами и сказал: «Спасибо, ребята, до свидания, я закончу свою бурную деятельность по пробиванию своих песен в эфире…»
Новогодняя песня «Вот и прошел год», красивая и замечательная, за 12 лет не пробилась ни в один из новогодних эфиров. Поэтому я переключаюсь на другие виды деятельности — пишу статьи, снимаю ролики для блога и периодически выступаю.
— Вы любите путешествовать? Именно как турист, поездки по работе не в счет. И что обычно делаете во время такого отдыха: с удовольствием лежите на пляже или, наоборот, ваше — это музеи и экскурсии, активный отдых?
— Я привыкаю к месту. Мне нравится находиться там, где я легко ориентируюсь и знаю, где что купить и куда пойти. Я успел поездить по миру и точно знаю, чего хочу. Некоторым такой подход покажется скучноватым, но все люди разные.
— Сейчас уникальное, сложное время. Как ваша семья переживает пандемию, карантинные ограничения? С каким настроением и успехами?
— Как и все. Сидим дома, периодически выбираемся на дачу, летом ездим в Крым. Раньше несколько раз в год летали в Болгарию, но сейчас у нашей страны с ними не все путем, поэтому ждем изменения ситуации к лучшему. Все, что надо для жизни, у меня есть — квартира, машина, дача, небольшая студия, набор инструментов, который меня устраивает. Счастлив не тот, у кого много, а тот, кому достаточно. Я получаю авторские, мне достаточно тех денег, которые я зарабатываю.
ИЗ ДОСЬЕ
Юрий Лоза
Родился: 1 февраля 1954 года в Свердловске.
Образование: окончил Алма-Атинское музыкальное училище имени Чайковского, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.
Семья: жена Светлана Мережковская — певица, литератор. Сын Олег (35 лет) — оперный певец (баритон), солист Венской камерной оперы, Опернхаус Цюрих, Театро Лирико Джузеппе Верди и др.
Карьера: был участником групп «Интеграл» и «Зодчие», затем начал выступать как сольный артист. Выпустил семь студийных альбомов.
Беседовала Мария Пониматкина