Академик РАЕН Игорь Гундаров: «Коронавирус просто пришел на место гриппа»

Не поддаваться эффекту толпы

Академик ­РАЕН, доктор медицинских наук Игорь Гундаров рассказал ресурсу «­БИЗНЕС Online», почему права Беларусь, не отказавшаяся проводить военный парад, и как в войне человека с гриппом победил коронавирус. Самое интересное из большого интервью предлагаем вашему вниманию. 

ФОТО M.BUSINESS-GAZETA.RU

При чем здесь вообще грипп?

В кишечнике каждого человека живет примерно 2 кг разных микроорганизмов, есть даже палочка столбняка. Между собой эти микробные «племена» находятся в разных отношениях: одни дружат, с другими воюют. Например, вирус гриппа и коронавирус между собой враждуют и грипп от природы сильнее. Там, где много гриппа, мало коронавируса. Не зная этого, медицина с 1996 года стала делать широкомасштабные прививки против гриппа. Счет шел на миллионы привитых ежегодно. В результате России удалось победить вирус гриппа. Если до прививок было по 4 — 7 млн обращений ежегодно, то к концу 2000‑х годов количество сократилось до 10 — 50 тысяч. Грипп практически исчез. А смертность от ОРЗ выросла в два‑три раза. Возникает вопрос: от чего люди умирают, если грипп исчез? Логично предположить, что на освободившуюся территорию ломанулись коронавирусы. Сначала — SARS, MERS, у которых летальность была 30 — 50 процентов. Сейчас их вытеснил, к счастью, SARS‑CoV‑2. К счастью, потому что он малопатогенный, летальность составляет 2 — 3 процента. Академик Онищенко назвал этот вирус добрячком. Он вытеснил опасные коронавирусы и стал осваивать человеческое пространство, освободившееся после гриппа. Наблюдаемые сезонные вспышки — это как рык льва, заявляющего всем о своем господстве: «Я теперь здесь хозяин, это моя территория».

Почему нет смысла в тотальной изоляции?

Этот коронавирус среди нас везде. Идет мирное сосуществование или здоровое коронавирусное носительство, которое временами обостряется до вспышек, если ослабляются иммунные способности населения, особенно осенью‑весной. Тогда становятся объяснимыми «неожиданные» вспышки на отдаленных территориях, вроде без явных источников заражения. Например, американские авианосцы по полгода плавают без захода в порт, а при обследовании у 50 процентов команды — коронавирус. И они практически здоровы. С французским авианосцем «Шарль де Голь» такая же история… Нам теперь жить с новым коронавирусом долгие годы, и дай бог, чтобы мы его не уничтожили, потому что ему на смену придут другие «племена», возможно, более опасные.

В чем права Беларусь?

Александр Лукашенко, не побоявшись провести всебелорусский субботник, парад в честь Дня Победы, другие массовые мероприятия, доказал порочность евро‑американской модели здравоохранения и превосходство советской, которая сохраняется в Беларуси. Чтобы решиться пойти наперекор всему миру, надо было знать какую‑то важную успокаивающую информацию. Звучит она так: «Ведь люди умирают не от коронавируса, а от пневмонии, куда входит и COVID‑19. Значит, нужно заниматься пневмониями. И оценивать эпидситуацию и эффективность действий по величине и динамике пневмоний». В общем объеме смертей пневмонии составляют 1,5 процента. Из них на долю COVID‑19 приходится 10 процентов, то есть 0,15 процента от всех умерших. Может ли эта цифра представлять угрозу национальной безопасности? Смешной вопрос. Абсолютное число «ковидных» пневмоний оказалось меньше 2019 года. Значит, можно проводить парад по случаю 75‑летия Великой Победы.

Что вообще происходит?

Почему одни заболевают, а другие остаются здоровыми? Это дело иммунитета и способностей организма противостоять агрессии. В свою очередь иммунитет сильно зависит от психики. В состоянии страха, паники, тоски, безысходности иммунитет обнуляется. Своего рода психогенный ­СПИД. Большинство из нас — здоровые вирусоносители. Все зависит от иммунитета плюс от температуры воздуха: в ноябре — январе из‑за похолодания снижается иммунитет. Но пик вспышки пройден. Весь цикл длится примерно три месяца: полтора — подъем, полтора — спад. 

COVID‑пневмонии особо злые?

Коллеги-клиницисты пишут, что в большинстве случаев нет большой разницы между предыдущими пневмониями и нынешними. 80 — 85 процентов пневмоний протекают настолько доброкачественно, что их можно лечить дома. А 15 — 20 процентов требуют госпитализации. Из них только 2 процента тяжелых, требующих интенсивных терапевтических действий.

Но человечество сейчас в такой панике и совершает массу необдуманных вещей. Яркое тому доказательство — как люди во всем мире, включая самую богатую страну — США, побежали покупать туалетную бумагу. Зачем? Где логика? Вот эффект толпы…

Вадим БОНДАРЬ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter