Полезная вещь
Столичный универмаг. Полки, как говорится, ломятся. Заметив мою легкую растерянность, продавец-консультант Анастасия тут же предложила помощь. Я пояснила, что ищу подарки родным, но, поскольку семья большая, сумма ограничена 50 рублями на человека. Профессиональная помощница сразу угадала возраст моих родителей и подсказала несколько вариантов:— Для семейной пары подойдет небольшой набор кастрюль или салатников. Если подарки индивидуальные, для мужчины я бы посоветовала машинку для стрижки, а для женщины — капучинатор и красивый палантин. Оба варианта вписываются в ваш бюджет.
Когда я подбирала товары для других родственников, опять же мужа и жены, Анастасия задала несколько наводящих вопросов: сколько им лет, где живут — в квартире или частном доме, есть ли у них питомцы.
— Важно услышать хотя бы несколько слов о человеке, его вкусе, — говорит продавец-консультант. — И лучше всего, если подарок будет полезным. Пусть даже какая-то мелочь, но обязательно нужная…
ИМЕЙТЕ В ВИДУ
Подарок должен быть полезным и памятным, а не просто милой безделушкой.
На здоровье!
В большом торговом центре я хоть и не встретила в некоторых магазинах радушных консультантов, но там сама атмосфера подталкивала к покупкам: наряженные елки, рождественские мелодии, фотозоны, множество людей с яркими пакетами.Не могла не заглянуть в магазин спортивных товаров, ведь для приверженцев ЗОЖ (а их становится все больше) лучший подарок — спортинвентарь. Здесь я решила остановить свой выбор на термобелье. Там же увидела красивые резные нарды, шахматы — настольные игры, включая классические, нынче в тренде.
В целом выбор товаров порадовал — на любой вкус и кошелек.
Чувство цены
В декабре объемы продаж традиционно возрастают. Опьяненные праздничной атмосферой покупатели перестают контролировать свои траты, входят в азарт. Помимо рекламных уловок они и сами создают ажиотажный спрос. Даже если человек не собирался ничего покупать, он поддается настроению толпы, у него появляется желание тоже что-нибудь приобрести. Так и происходят спонтанные покупки, о чем многие потом жалеют.Период распродаж — настоящее испытание для самоконтроля, отмечает психолог Вера Прохорчик. Зачастую радость от импульсивной покупки сменяет чувство вины из-за потраченных денег. Особенно если их ушло непозволительно больше, чем планировалось.
— Поэтому, отправляясь в магазины, лучше составлять список покупок и четко следовать ему. Как вариант, взять с собой того, кто будет сдерживать ваш порыв приобрести ненужную вещь, — советует специалист.
Заместитель руководителя центра популяризации экономической науки и поведенческих исследований MeMicroMacro, кандидат экономических наук, доцент Александр Кравченко говорит, что в покупках на праздничных распродажах есть и плюсы, и минусы:
— С одной стороны, покупатель получает денежную и психологическую выгоду. С точки зрения поведенческой экономики, удовольствие от покупки зависит от полезности товара и ее выгоды в плане цены. С другой стороны, зачастую из-за скидок люди берут не то, что хотят, а то, что дешевле.
Сверяем списки
Александр Кравченко советует приобретать подарки загодя, ведь все ключевые даты известны заранее:— Мы знаем, что Новый год — затратный праздник, поскольку приходится покупать подарки одновременно большому количеству людей. И многие это делают в последний момент, когда время поиска подходящего, в том числе по цене, подарка ограничено. А это, как ни крути, приводит к серьезным тратам. Так что покупайте презенты заблаговременно — дешевле выйдет.
Чтобы поиск подарков не превратился в квест, лучше всего попросить близких и друзей составить список того, что они хотят получить на Новый год, считает специалист:
— Хотя многие думают: лучше дарить то, что человек не ждет, мол, это его удивит. Однако исследования показывают: получатель больше рад подарку из списка. Ведь туда вносится то, что человек действительно хочет получить. Кроме того, доказано: для одаряемого важнее практическая ценность подарка. Люди предпочитают материальные и удобные вещи. Например, вы дарите сертификат в дорогой спа-салон. Но он на другом конце города — это неудобно. Получатель больше обрадовался бы сертификату в менее роскошный спа, но рядом с домом.
Чтобы избежать необдуманных трат во время похода за подарками, Александр Кравченко рекомендует тоже составить их список и четко следовать ему.
Неуместные презенты
Психолог Вера Прохорчик напоминает выражение: «Близким людям — близко к телу». Это означает, что все касающееся тела человека мы можем подарить только тем, кто входит в интимную дистанцию нашего общения, она составляет 35 сантиметров. Это люди, которые имеют право нас касаться. К табу для тех, кто не входит в ближайший круг, относятся любые предметы одежды: свитер, галстук, шарф, перчатки, носки. А также средства и предметы гигиены: гели для душа, шампуни, дезодоранты, мыло, кремы, бритвенные станки, электрические зубные щетки, косметика, БАДы, витамины.Несмотря на то что бытовая техника — это, скорее, вещи для всей семьи, а не для конкретного человека, есть ситуации, когда преподнести их уместно. Например, если мама или жена страстно увлекается кондитерским искусством и печет торты, то планетарный миксер воспримет на ура.
А вот одежду часто дарят «для себя»: женщины пытаются одеть мужей по своему вкусу и выбирают для них свитер, рубашку, куртку. В таком случае нужно обязательно добавить к этому подарку еще что-то, связанное с увлечениями и вкусами супруга.
Крайне нежелательным подарком считаются духи. Пытаться угадать, какой аромат понравится человеку, — очень рискованная затея, даже если вы выбираете их для жены или мужа.
Рациональный подход
Какую сумму потратить на подарки? Разумеется, прежде всего нужно «плясать» от своих финансовых возможностей. В то же время надо понимать, когда нельзя шиковать, обращает внимание консультант по этикету и протоколу Евгения Сахарова:— Важно уметь поставить себя на место одариваемого. Дорогие подарки обязывают. Если человек не может ответить вам столь же щедро, возможно, он будет чувствовать себя неловко. Универсальные варианты: хороший алкоголь, сладости, цветы.
С подарков нужно всегда снимать ценники, но при этом оставлять одаряемому возможность для «маневра», говорит специалист:
— Например, вы вручаете другу электрический чайник. Чтобы он мог сдать его или поменять на чайник другого цвета, нужен чек. С одеждой то же самое — может не подойти размер. Поэтому просто вложите в коробку чек в заклеенном конверте. А вот вручать конверт с деньгами перед застольем все же не лучший вариант подарка, особенно новогоднего. Есть такой психологический момент: человек может посчитать, что вы не хотите стараться ради него, просто откупаетесь.
КСТАТИ
По информации одной из популярных торговых сетей, в качестве подарков к Новому году в интернет-магазинах активно заказывают различные гаджеты и ювелирную продукцию. Кроме того, традиционно в декабре почти в два раза увеличивается количество заказов на товары для детей: конструкторы, железные дороги, куклы, машинки и т.д. Очень востребованы и мягкие игрушки, нетрудно догадаться, что в топе сейчас плюшевые кролики — ушастый символ 2023 года.
yankovich@sb.by