«Проходите, я вас очень ждал, —такими словами 9 мая встретил журналистов издательского дома «Беларусь сегодня» 94-летний могилевчанин Иван Петрович Герасименко. — Будем вместе по телевизору смотреть парад Победы. Хоть в Могилеве его в этом году не проводят, я с самого утра, что называется, при параде.
До трансляции парада в Минске было еще 2 часа, потому мы с Иваном Петровичем, удобно расположившись на диване в гостиной, стали листать его семейный альбом, попутно разговаривая о жизни.
— Видим, до нас уже кто-то Вас поздравил? — киваем на букет цветов на столе.
— Внучка забегала. Еще и целый пакет продуктов принесла. Дескать, это тебе дедушка на праздничный стол.
Внуков у Ивана Петровича трое, правнуков — уже шесть.
— Моим внукам уже больше лет чем было мне, когда я отправился на фронт. А исполнилось мне всего 18. В составе 69-й гвардейской стрелковой дивизии освобождал Венгрию, Австрию…
Взвешиваю на руке парадный китель фронтовика. «С наградами килограмма 2 не меньше — улыбается Иван Петрович. — Но для меня эти награды, конечно, бесценны. Ведь за них заплачено кровью».
Иван Петрович был ранен трижды, не раз был на волосок от смерти:
— Как-то в Австрии сидим мы с тремя товарищами в окопе посреди кукурузного поля. Пули свистят так, что головы не поднять. Я высунулся из-за пулемета и вдруг слышу мои кричат: «Пацана убило!» Я к ним поворачиваюсь: «Как убило?» Они и застыли. Пацаном они меня называли, я ведь в роте был самый мелкий — и по возрасту, и по росту. Один из солдат мне и говорит: «Сними-ка шапку». Я снимаю, а на макушке клок вырван. Буквально сантиметр вниз ударила бы пуля — навсегда бы я в том окопе остался.
В Венгрии, у города Секешфехервар пулеметчика Герасименко едва не убило разорвавшимся рядом снарядом. От осколков у него до сих пор остался огромный след на бедре:
— Мы стояли неподалеку от блиндажа и вдруг услышали гул самолетов — они шли прямо на нас. Одна из бомб угодила прямо в блиндаж, в котором на тот момент были офицер, телефонист и молоденькая санитарочка… Даже их останков мы потом найти не смогли…
Воспоминания даются ветерану нелегко, на его глаза то и дело наворачиваются слезы. Но грусть вскоре сменяется улыбкой.
— А вот я в 1943-м, — протягивает Иван Петрович пожелтевшее фото, которое только что обнаружил в общей россыпи снимков. — Сами видите, какой молодой. Наш командир пулеметной роты Николаев — имя его, к сожалению, запамятовал — обращался ко мне не иначе как «сынок»… Сынок вернулся с войны, а «батька» нет — убили его в Венгрии.
В Венгрии погиб и отчим Ивана Артем Прокопьевич, который растил его с детства, которого он называл отцом. И боевой товарищ Миша-молдованин:
— Он из Молдовы был родом, потому его все величали или Миша-молдованин или Миша-музыкант. Добрый был хлопец и очень талантливый. На скрипке играл. Везде ее носил с собой — за плечами, в вещмешке. И как у нас случался привал — тут же доставал, пел «Катюшу», поднимал нам настроение. А однажды его скрипка осиротела — ее хозяин не вернулся из боя…
Иван Петрович вернулся. С наградами. На его мундире орден Отечественной войны II степени, две медали «За боевые заслуги», «За Победу над Германией» и много других. А сегодня к ним добавилась еще одна — юбилейная «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов». Ветеран был счастлив. И уже наблюдая за парадом Победы у телевизора, одобрительно кивал головой:
— Очень хорошо, что его не отменили, ведь для нас, ветеранов, это святое. Это знак почтения перед общим подвигом, дань памяти тем, кто не пожалел жизни для того, чтобы мы жили под мирным небом.
В апреле 1945-го произошла историческая встреча союзников — советских и американских войск — на Эльбе. Герасименко был там: «Это непередаваемые впечатления. Мы вместе ощутили радость близкой победы: смеялись, обнимались, выпивали, поздравляли друг друга. И каждый год в День Победы в кругу своей большой семьи я поднимал тост за Родину, за своих боевых товарищей».
Жены, сына и дочери Ивана Петровича уже нет — умерли. Но на мобильный ветерану при нас позвонила его родная сестра из Киева: «С праздником, братишка! Здоровья и дожить как минимум до 80-летия Победы в Великой Отечественной!» А когда мы уже собирались прощаться с ветераном, на пороге появились его зять Геннадий и внук Алексей.
— Мы — Якимовы, — взял слово старший из мужчин. — И в этот день не смогли оставить без внимания нашего любимого дедушку, заглянули ненадолго — поздравить. Наша семья каждый год принимала участие в параде, мы несли транспаранты с фотографиями не только Ивана Петровича, но и моего деда Марка Викторовича Жукова, который погиб в 1945-м, за несколько дней до Победы. Так что для нас сегодняшний праздник — это и традиция, и за гордость за страну, и память о тех, кто будет жить вечно — в наших сердцах.
Наши собкоры встретили День Победы с 94-летним ветераном Иваном Герасименко
Фото:
Андрей САЗОНОВ